Найти в Дзене
Петр Власов

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (02). Экспортные варианты Do.17К и Do.215

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Экспортные варианты Do.17К

Еще до того, как бомбардировщики Do.17 пошли в серию, познакомившаяся с прототипом этого самолета Югославия заключила с фирмой «Дорнье» договор на поставку ей 36 подобных самолетов, и кроме того купила лицензию на производство Do.17 на своих авиазаводах. При этом сразу было оговорено, что на строившихся в Германии машинах будут стоять двигатели «Гном-Рон» 14Nа/2, уже освоенные производством Югославии (требуемое количество моторов было выслано немцам).

-2

Внешне модель, предложенная югославам, отличалась от немецких Do.17 удлиненной носовой частью, и (из-за других двигателей) по иному выполненными капотами моторов. Кроме первой машины, оснащенной «по-немецки», все остальные самолеты поставлялись заказчику «голыми», и уже в Югославии оборудовались своим вооружением, рациями и прицелами. Самолеты немецкого производства обозначались как Do.17Ка; лицензионные югославские - Do.17Кb. В производстве находились три вида машин: «чистый» бомбардировщик Do.17Ка-1 (Do.17Кb-1), «чистый» разведчик Do.17Ка-2 (Do.17Кb-2) и Do.17Ка-3 (Do.17Кb-3) – разведчик, способный использоваться так же и в качестве ударного самолета.

Но в октябре 1940 югославы переоформили заказ с Do.17К на новый Do.215. В результате дальнейшее производство Do.17К было прекращено. Всего югославские ВВС получили 70 Do.17К – 37 из Германии, и 33 собранных по лицензии в Югославии. Вот только прослужили эти самолеты Югославии недолго: 6 апреля 1941 г Германия вторглась в Югославию, и первым же ударом Люфтваффе уничтожили 26 югославских Дорнье. И хотя остальные Do.17К приняли участие в бомбежках наступающих немецких войск, и даже отбомбились по столице Болгарии Софие, вскоре Югославия пала, после чего все уцелевшие Do.17К оказались в руках немцев (спаслись только два Дорнье, получившие приказ вывезти золотой запас страны в Гелиополис). Все трофейные Do.17К немцы передали хорватам, а те впоследствии использовали эти самолеты в борьбе с партизанами.

ТТХ Do.17К: Двигатели 2 «Гном-Рон» 14Nа/2 мощностью по 980 л.с. Скорость 415 км/ч. Дальность (без бомб) 2.400 км. Вооружение: 20-мм пушка и 1х7,92-мм пулемет неподвижно в носу фюзеляжа, + 1х7,92-мм подвижный пулемет в фонаре кабины (стрельба вперед); 2х7,92-мм пулемета назад (верхний блистер и нижний люк). Бомбы 1.000 кг. Экипаж 3 человека.

Dornier Do.215

-3

Бомбардировщик Do.215 родился на базе Do.17Z как экспортный вариант (на волне успеха ранних Do.17 в Югославии). При этом немцы несколько «смухлевали»: объявили новым самолетом практически тот же, уже выпускавшийся Do.17Z (разница заключалась только в типе установленных двигателей), дав ему отдельное обозначение Do.215. И югославы «клюнули» на этот «маркетинговый ход», заключив договор на «новейшую» машину. Правда, самолета они так и не получили, так как требовали установки на Do.215 все тех же своих двигателей «Гном-Рон», мощи которых уже не хватало для потяжелевшей машины. Пока югославы возились с поиском новых, приемлемых для них движков, время «подкатилось» к Балканской кампании, и «вопрос решился сам собой»…

Другой страной, заинтересовавшейся Do.215, стала Швеция. И фирма «Дорнье» тут же приступила к модернизации машины «под северные условия». Это и определило оснащение данной версии обогревом кабины, а так же противообледенительным устройством - оборудованием, крайне необходимым для использования самолета в холодных северных условиях. Противообледенительное устройство располагалось внутри крыла по его передней кромке и использовало для обогрева выхлопы двигателей. Кроме того, для дальних перелетов над Швецией, имевшей большую протяженность территории, конструкцию бомбоотсека самолета спланировали так, чтобы в нем можно было быстро и без проблем менять все бомбы на несколько дополнительных топливных баков, что значительно увеличило дальность полета. В отличие от Do.17Z, имевших двигатели воздушного охлаждения, Do.215 оснастили моторами водяного охлаждения Daimler-Benz DB.601Аа мощностью по 1.100 л.с. каждый.

-4

Серийное производство Do.215 началось в 1939 г., но вскоре контракт со Швецией был аннулирован: после начала войны правительство Германии решило не продавать самолеты «нейтралам» и потенциальным противникам. А весной 1941 производство «экспортного» Do.215 было вообще остановлено. Всего изготовили по разным сведениям от 92 до 101 экземпляра этого самолета. Первые 18 готовых («шведских») машин Do.215В-1 передали Люфтваффе, как и Do.215В-2 (но в других изданиях говорится, что В-2 планировался, однако в серию так и не пошел). Два самолета, несмотря на свое запрещение экспорта, правительство продало в СССР (хотели запугать русских превосходством своей техники? Или перед нападением хотели «усыпить бдительность» будущего противника? Ведь свои самолеты Германия передавала только союзникам). Эти машины обозначили, как Do.215В-3. Еще 10 Дорнье передали союзной Венгрии (какой цифрой обозначались венгерские машины, мне неизвестно – везде пишут просто Do.215В). Затем последовала партия Do.215В-4 - они строились как фоторазведчики. И завершили производство 20 машин Do.215В-5, которые были переоборудованы в ночные истребители (но о них речь пойдет в другой статье). Правда, существовала еще версия Do-215В-6, но с нею – опять «непонятка»: в одних книгах ее называют вариантом ночного истребителя, в других – высотным разведчиком. Впрочем, этот самолет был выпущен всего в одном экземпляре, и потому лично мне, стороннику «серийников», малоинтересен…

Так на всех «Дорнье» открывался входной люк
Так на всех «Дорнье» открывался входной люк

Противообледенительное устройство, а так же обогрев кабины и наличие в кабине кислородного оборудования помогали экипажу совершать длительные полеты на большой высоте, или действовать в условиях морозной зимы. Именно поэтому после начала войны с СССР практически все Do.215 (кроме 20 ночных истребителей, оставленных для обороны Рейха) были отправлены на Восточный фронт. А способность самолета совершать без бомб дальние перелеты, и возможность установки в бомбоотсеке рядом с дополнительными баками еще и различной фотоаппаратуры привели к тому, что в основном все версии Do.215 использовался в качестве не бомбардировщиков, а дальних воздушных разведчиков. В течение 1941-1942 гг. все Do.215 (за исключением ночных истребителей), а с ними и десяток переданных венграм «215-х», совершали разведывательные вылеты только на Восточном фронте. Но к 1943 г. все еще уцелевшие Do.215 были заменены в частях Люфтваффе более совершенными разведывательными версиями Ju.88. При этом 4 Do.215В-4 отдали на пополнение венграм, а остальные Do.215 использовали для испытания различного оборудования.

-6

Внешние отличия Do.215 от Do.17Z заключались только в других двигателях, заметно изменивших вид самолета. Do.215В-4, изначально строившийся как фоторазведчик, отличался от других вариантов Do.215В обтекаемой выпуклостью под нижней стрелковой установкой. В ней размещалась фотокамера. Остальные версии «215-х» использовали для разведки фотокамеры, крепившиеся внутри бомбоотсека, что никак не сказывалось на внешности самолета. ТТХ Dornier Do.215: Двигатели: Daimler-Benz DB.601Аа по 1.100 л.с. каждый. Максимальная скорость: 467 км/ч; потолок: 9.000 м; дальность: без бомб 2.400 км. Вооружение: 6х7,92-мм пулеметов (при экипаже в 4 человека). Бомбы 1.000 кг.

«Скоростной» тихоход Dornier Do.17 (01). Бомбардировщик для Люфтваффе

Do.217: неудавшийся «пикировщик»

Асы бомбардировщиков и разведчиков Do.17 – Do.217

«Скоростной» тихоход Dornier: ночной истребитель

Асы ночных истребителей Дорнье

Другие статьи по темам «Самолеты 2МВ» и «Определители модификаций самолетов»:

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – от V до E

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версия F («Фридрих»)

Определитель модификаций Мессершмитта Bf.109 – версии G («Густав»)

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «Змееграфия»

Определитель модификаций японского истребителя «Зеро»

Определитель «Ишаков» - модификации советского истребителя И-16

Определитель модификаций немецкого пикировщика Ju-87

Определитель модификаций советского биплана У-2 (По-2)

Определитель модификаций американского палубного истребителя F6F «Хеллкэт»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.