Найти тему
Автомобильная Россия

Запорожец, который вы никогда не видели. ЗАЗ-970

Продолжаем открывать малоизвестные страницы нашего автопрома и рассказывать об интересных проектах советской автомобильной отрасли. На этот раз поговорим о Запорожском автомобильном заводе и его проекте начала 60-ых годов - ЗАЗ 970.

-2

В середине 50-ых годов на Западе, за которым пристально следили в СССР, появляется невероятно успешный автомобиль. Микроавтобус Фольксваген Т1. Компактный, простой, заднеприводный, заднемоторный автомобиль вагонной компоновки, с маломощным двигателем воздушного охлаждения. Довольно быстро микроавтобус получил массу дополнительных грузопассажирских модификаций, именно это и привлекло советских инженеров.

-3

Было принято решение о начале работ по созданию подобного авто для нашей страны. В первую очередь, советский аналог Фольксвагена должен был использоваться в крупных городах, для перевозки грузов небольшой массы на скромные расстояния.

-4

Для загородных дорог, предполагалось, что советский микроавтобус получит полный привод 4х4. Специально для изучения на Запорожский автозавод привезли новенький Фольксваген Т1 с цельнометаллическим кузовом.

-5

А в 1961 году начинается процесс создания собственных прототипов под названием ЗАЗ-970. В качестве основы решено было взять узлы и агрегаты новейшего ЗАЗ-966. Внешний дизайн новых машин создавался художником Даниловым, а за механическую часть отвечал конструктор Мурашов, который уже успел поучаствовать в создании концептов на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Руководил проектом Юрий Сорчкин.

-6

Предполагалось, что в итоге должно получится сразу 4 модификации.

  • ЗАЗ-970Б - с цельнометаллическим кузовом типа фургон;
  • ЗАЗ-970Г - с кузовом типа пикап;
  • ЗАЗ-970В - с грузопассажирским кузовом,
  • и ЗАЗ-970Д с полным приводом.

Первая версия в виде пикапа грузоподъемностью 350 килограмм получила стандартный двигатель воздушного охлаждения Мелитопольского моторного завода мощностью 27 лошадиных сил. К задней части двигателя пристыковывалась четырехскоростная коробка передач, полностью позаимствованная у легковой модели.

-7

Применение стандартной платформы довольно отрицательно сказалось на грузовых характеристиках ЗАЗ-970, поскольку установленный сзади V-образный двигатель создавал большой горб на полу платформы. Но проблема решалась за счет установки широких боковых дверей или бортов.

-8

Схема подвески принципиально не отличалась от той же 966-й модели, – спереди поставили торсионную, а сзади пружинную. Из-за возросшей предельно допустимой массы прототипа ЗАЗ-970, в подвеске применили ряд усиленных элементов. Кроме того, укрепили днище.

-9

Диски и покрышки остались аналогичными легковой продукции запорожского автозавода. Но учитывая, что грузовичку предстояло перевозить гораздо большую массу, в приводе задних ведущих колес были установлены специальные редукторы, которые понижали частоту вращения выходных валов. То есть максимальная скорость автомобиля была меньше, а вот крутящий момент передающийся на ведущие колеса стал больше. Понижающие редукторы позволили получить неплохую тягу, даже с маломощным двигателем.

-10

Благодаря таким особенностям трансмиссии, удалось обеспечить неплохие технические характеристики для ЗАЗ-970. Расход бензина марки А76 не превышал 7,5 литров на каждую сотню километров пробега. При этом грузопассажирский автомобиль мог разгоняться до 70 км/час, что было вполне достаточно для темпа движения тех лет.

-11

Микроавтобус ЗАЗ-970 получил 6-местный салон с 3-мя рядами сидений. По сути это был минивен с широкой дверью напротив среднего ряда. Если передние кресла имели минимум регулировок, то средние и задние сидения могли трансформироваться, освобождая место для дополнительного груза. То есть цельнометаллический кузов был максимально практичным грузопассажирским вариантом.

-12

Какое количество версий ЗАЗ-970 было создано, а какие модификации остались только на чертежах, доподлинно неизвестно. Но самые удачные прототипы отправились на испытания по дорогам страны. Самое интересное, что для сравнения, к программе испытаний подключили иностранные образцы техники подобного класса. Все возникающие дефекты тщательно анализировались специалистами завода и в конструкцию вводились многочисленные доработки и изменения.

-13

Поэтому каждый следующий прототип был непохож на своего предыдущего собрата. В итоге, заднемоторные, заднеприводные ЗАЗ-970 дошли до финального этапа. Успев сменить индекс на 971.

-14

На 1963 год были назначены и проведены государственные испытания пробной партии машин. В них участвовали две машины с кузовом фургон и две версии в грузопассажирском варианте. Тесты проводили в Москве и области, где и решали вопрос о дальнейшей судьбе новинок.

-15

В ходе испытаний нарекания вызвали система вентиляции, перегрев грузового отсека и деформации панелей пола. В общем вскрылось множество детских болезней прототипов, созданных по обходной технологии.

Хотелось бы сказать пару слов о полном приводе машины. Ведь такой вариант трансмиссии мог быть установлен на любую модификацию кузова. Специально для тестов создали отдельную машину с брезентовым верхом. К тому моменту прототип получил индекс ЗАЗ-971Д.

-16

Полный привод был построен по следующей схеме - основные ведущие колеса были задние, а передние могли подключаться отдельно. Передача крутящего момента на привод передних колес производилась с помощью дополнительно трубы, внутри которой размещался вал со шлицевым соединением. Относительно легкий полноприводный автомобиль на испытаниях показал весьма достойные результаты. Однако, расход топлива в полноприводном режиме возрастал ровно в 2 раза до 15 литров на 100 километров пробега.

-17

К середине 60-ых Запорожский завод был загружен на 100% и лишних мощностей для внедрения новых моделей просто не было, как и не было положительного решения, отвечавших за советский автопром чиновников.

-18

В итоге, проект ЗАЗ-970 закрыли, а все ходовые прототипы отправили на утилизацию. К сегодняшнему дню ни одного прототипа не сохранилось.

Специально для своих подписчиков снял видео по данной теме. Смотрим.

Как думаете, были ли перспективы у подобных машин в нашей стране?

#заз #запорожец #горбатый запорожец #ссср #авто #отечественный автопром #автомобильная россия

Авто
268,3 тыс интересуются