Первым двигателем Формулы-1, достигшим 20 000 об-мин на трассе, стал Cosworth CA 2006 года, и общепризнано, что ни один соперник так и не превзошел Косворт.
Вот его технические характеристики:
✅ Название – Cosworth CA2006
✅ Тип – четырехтактный, атмосферник
✅ Конфигурация – V8 90°
✅ Рабочий объем – 2.4 литра
✅ Диаметр цилиндра и ход поршня – 98 х 39.75 мм.
✅ Максимальные обороты – 20 000 об-мин
✅ Масса – 95 килограмм
✅ Мощность – 755 лошадиных сил
Двигатель представлял собой «восьмерку», с блоком и головками из алюминиевого сплава, многоточечным электронным впрыском топлива, четырьмя клапанами на цилиндр c «пневматическим» приводом.
Магия чисел
При 20 000 об-мин максимальное ускорение поршня CA составляло 10 600 G (десять тысяч шестьсот «же»), а нагрузка на каждую шатунную шейку коленвала, от соответствующих поршня и шатуна, достигала шести тонн! Чтобы лучше представить эти числа: противоракета 53Т6 маневрирует с перегрузкой 200g, в то время как шесть тонн – масса трех Land Cruiser.
Мощность, развиваемая CA, с самого начала вызывала зависть конкурентов, достигая отметки в 755 лошадей, то есть – 315 на литр. При 20 000 об-мин, средняя скорость поршня в моторе достигала 26.4 метра в секунду, и за это же время поршень перемещался из верхней, в нижнюю мертвую точку 300 раз! Впечатляющие цифры для двигателя весящего 95 кг.
Секретные материалы
Не имея бюджета, доступного автопроизводителям, Cosworth не использовали в моторах алюминиево-бериллиевый сплав в качестве материала для поршней, вместо этого применяя 2618A. По сути, представлявший собой сплав RR58, используемый в авиадвигателях Rolls Royce Merlin, времен Второй Мировой. Не стал исключением и CA, правда в 2005 году Cosworth применили DLC-покрытие для юбки поршня, повторив достижение Renault десятилетней давности.
Поскольку алюминид титана также запретили, для изготовления клапанов Cosworth прибегла к более распространенному титановому сплаву, заполнив их натрием для дополнительного охлаждения. Как в советских моторах ЗИЛ-130!
Да здравствует Король!
К сожалению нам так не удалось узнать, к чему привела бы дальнейшая эволюция в направлении роста оборотов: FIA резко остановили ход прогресса, установив предел 19 000 об-мин на 2007 год. Впоследствии Федерация и вовсе «придушила» моторы до удручающих 18 000 об-мин. Век Скорости закончился, и Cosworth CA остался Королем – самым оборотистым «атмосферником» Формулы-1. Вероятно, навсегда...
Прочитать полную версию этой статьи, и узнать технические подробности о моторе Cosworth CA2006, а так же отчего на моторах V8 в Формуле-1 возникали разрушительные вибрации, вы можете перейдя по ссылке.