Найти тему

Моноколесо мечты.

Пишущий приветствует читающего!

Настоящая статья закрывает моноколёсный цикл, освещающий историю, правила безопасности, обучение езде на моноколесе, тактике городского вождения и разбавленный старческим брюзжанием на предмет, что «всё ужо не торт».

Теперь же, закрывая тему, мне хотелось бы помечтать.

Помечтать о безопасном, компактном и стильном моноколесе – средстве индивидуальной мобильности современного городского жителя.

С чего ж начать? А пожалуй с тебя, читающий, ибо моноколеса для человеков, а не наоборот.

Итак, у нас есть среднестатистический городской житель, желающий перемещаться по городу в одно колесо по режиму 5/7, то есть на работу и обратно.

За точку отсчёта возьмём три параметра:

1. Средняя скорость движения на моноколесе по городу, измеряемая в км/час.

2. Среднее время движения, измеряемое в часах.

3. Средняя масса ездока, измеряемая в килограммах.

Что можно сказать по первому пункту? Лично мне видится, что средняя скорость движения среднего моноколёсника по городу составляет 10 км/ч. Основанием для такого вывода является этот ролик. Как ты видишь, читающий, у испытателя средняя скорость образовалась порядка 16 км/ч, но необходимо учитывать следующие моменты: во-первых, это профи, реальный профи филигранно владеющий моноколесом, а во-вторых, это гонка и автор подсознательно гонялся с самокатом со всеми вытекающими касательно стиля езды. То есть, обычный пилот, в расслабленном состоянии, не обладая выдающимися навыками управления моноколесом, выдаст по среднему 10 км/ч. Да, со временем средняя скорость увеличится, но это со временем, а считать надо сейчас.

Теперь по пункту 2 – время движения. Читающий, это тебе не велик и не мотоцикл, не самокат и не роликовые коньки. Нагрузка на опорно-двигательный аппарат при движении на моноколесе значительно превышает типовую. Это значит, что целевое, непрерывное перемещение более 1 часа будет некомфортным. И не надо утверждать, что ты, такой красивый, целый день катался с друзьями по парку и совсем-совсем не устал. Да, не устал (что сомнительно), да, катался. Но именно «катался», а не перемещался целеустремлённо и, главное, поджато по времени, ведь мы на работу и по делам едем, не так ли?

По пункту 3 – массе ездока скажу так – мы рассматриваем поездки взрослого мужчины, одетого в снарягу, и везущего с собой рюкзак с разного рода рабочей мелочёвкой, например обедом. Так что 85 кг более-менее. А так и все 95 выйти могут.

Полагаю, читающий, я достаточно обосновал эти цифры: средняя скорость, равная 10 км/ч и среднее время движения, равное 1 час, средняя масса пилота 85 кг. Но если ты, читающий, не согласен, используй свои цифры и двигаемся далее.

Итак, учитывая среднюю скорость и время, наш пункт назначения располагается на расстоянии 10 км от места старта. Принимая во внимание, что таскать зарядку с собой не по фэншую, запас хода моноколеса должен быть не менее 50 км. Обоснование: 10 км туда, 10 обратно, плюс запас, исходя из того, что уровень заряда по возвращению домой должен быть не менее 40%.

Далее, максимальная скорость перемещения не менее 35 км/ч. Обоснование: выезжать на проезжую часть мы не будем – не доросли ещё, следовательно, перемещаемся по тротуарам и велодорожкам. Максимальная скорость на тротуаре – 25 км/ч, и к этом добавим запас, хотя бы 30%, для уменьшения рисков продава колеса, итого получается 35 км/ч. Устанавливаем максималку 25 км/ч и – вперёд, к безопасной езде.

Следующее, масса моноколеса не должна превышать 20 – 23 кг. Почему такая масса? Из опыта. Вы пытались тащить чемодан весом 20 кг по лестнице? А таковых в наших городах предостаточно. Как по мне, 23 кг предельная комфортная масса, которую, в формате 5/7, может таскать взрослый мужчина не рискуя сорвать себе спину. Не забываем, что на этом моноколесе мы не на покатушки едем, а строго по делу, так что хочешь не хочешь, а тащить надо.

Продолжаем. Радиус моноколеса берём 16 дюймов. Можно больше, если не превышаем предел по массе. Как по мне, 16 дюймов – золотая середина. Почему не 14? Бордюры, ямки, кривой асфальт – как-то так.

Едем дальше. Ширина покрышки в диапазоне 2,5 – 3 дюймов. Почему? Узкая покрышка, например 1,95 очень плохо себя ведёт при резкой смене дорожного покрытия, например, при переходе с асфальта на траву, а при движении по городу такая ситуация может случиться в самый неподходящий момент. К тому же широкая покрышка уменьшает нагрузку на колени и спину – не забываем, что мы ездим часто и наша цель получать удовольствие от езды, а не зарабатывать проблемы с опорно-двигательным аппаратом. При этом не надо «упарываться» и устанавливать покрышку, как у NineBot Z6-10 – не пройдём по массе. Итак, 3 дюйма – это гуДт. А если по-хорошему, для моноколёс, учитывая их специфику, давно уже надо разрабатывать специализированные покрышки, но это совсем другая история.

Что у нас ещё? А! Габарит. Здесь просто, предлагаю взять сумму измерений по ширине, высоте и глубине и ограничить аналогичными требованиями для ручной клади Аэрофлота. Со сложенными педалями. Не Аэрофлота, очевидно, а моноколеса. Почему так? Как показала практика, габариты ручной клади наиболее удобны при перемещении в толпе, а наше моноколесо можно катить как чемодан – город штука непредсказуемая. Итак, сумма измерений получается равной 1200 мм.

Здесь очень важно заметить, что относительно небольшое и лёгкое моноколесо вполне может использоваться в режиме «подскока» на общественном транспорте, что существенно увеличивает мобильность пилота.

И таки да, исходя и вышесказанного, наше идеальное моноколесо просто обязано быть снабжено складной ручкой. По любэ, как говорится.

Ещё шаг к идеалу – правильный дизайн. Моноколесо должно быть футуристично-красивым, быть кусочком киберпанка, приветом из 23-го века, а не скучной копией робота-пылесоса. И главное – примеры-то есть: то же упомянутый NineBot, или KingSong 20. Короче говоря – это не невозможно.

О чём я не упомянул? Да, объём батареи и мощность двигателя. И тут, читающий, я скажу: «Как получится». Эти параметры следуют из требований к скорости, массе аппарата, запасу хода и массе пилота. Мне не важно какая мощность двигателя, мне важно, чтобы он затащил меня на 20% горку и тянул со скоростью 25 км/ч в течении хотя бы тридцати минут и при этом не съел аккумулятор более чем на 25%.

Как-то так.

Что же мы получаем по итогу:

  • Запас хода: 50 км.
  • Максимальная скорость: 35 км/ч.
  • Снаряжённая масса: не более 23 кг.
  • Радиус колеса: не менее 16 дюймов.
  • Ширина покрышки: 2,5 – 3 дюйма.
  • Сумма измерений ширина, глубина, высота, мм: 1200
  • Ручка для перевозки: обязательно.
  • Правильный дизайн: желательно.

Про всякие фары, задние стоп-сигналы, подсветку боковин, музыку и прочая и прочая я не упоминаю – всё это элементы безопасности или дизайна, первое обязательно, а второе – дело вкуса.

А теперь, читающий, глядим в таблицу, где я попытался свести основные параметры популярных моноколёс и сравнить с нашим идеалом. Красным отмечено несоответствие, а зелёным – соответствие. Очевидно, я брал наиболее перспективные моноколёса, отметая заведомо провальные и те, что мне не нравятся. Например, если у моноколеса нет ручки для качения в стиле «чемодан» - в топку его, а GotWay, ИМХО, это вообще не колесо, а путёвка к травматологу.

Сравнительная таблица моноколёс
Сравнительная таблица моноколёс

Вывод прост - на рынке представлено как минимум несколько моноколёс, которые вполне себе соответствуют представленным требованиям, но, как видно из таблицы, не до конца, что как бы намекает на простую истину - изготовители до сих пор не удосужились определиться с целевой аудиторией.

И даже если изготовители возьмутся за ум, услышат пожелания нормальных людей и, ну я не знаю, добавят в Inmotion V8F широкую резину или убавят нафиг не нужный пробег для V10F, даже в этом случае колесо на станет идеальным, ибо не решены основные «болячки»:

  • Возможность продава с последующим отключением колеса.
  • Критическая зависимость продольной устойчивости моноколеса от программных и аппаратных ошибок.
  • Отсутствие системы предупреждения пилота о дорожных неровностях и препятствиях.
  • Отсутствие системы самодиагностики, купирующей аппаратно-программные проблемы до их появления, например, предупреждение о повышенной влажности внутри корпуса.

О таких приятных моментах, как самооткидывающиеся педали, надёжный упор для временной парковки моноколеса, адаптивная ночная оптика и прочее я даже не говорю – производители только сейчас сподобились устанавливать нормальные, ячеистые педали, да и то только на самые дорогие модели.

Отдельно хочется сказать о снаряге моноколёсника – по большому её просто нет. И я не говорю о защите, в конце концов можно и нужно использовать велосипедную, роллерную или мотоциклетную защиту, здесь речь о специфике вождения моноколеса:

  • Где специальные очки, на которые выводится инфа о скорости движения, оставшемся заряде батареи и другая полезная инфа?
  • Где камера заднего вида, вмонтированная в шлем и проецирующая, при необходимости, инфу на те же очки?
  • Где лёгкие и удобные накидки для защиты моноколёсника во время дождя и идентификации его на дороге?

Ответ прост: «В Караганде».

Вместо осознания реальных потребностей массового пользователя, производители выпускают монстров под 30 кг весом, скоростью под 70 км/ч и запасом хода более 100 км, совершенно не задумываясь о бесполезности таких средств передвижения. Ну не нужны такие скорости, такие массы, такие габариты без кардинального решения вопроса безопасности. Неужели сложно понять – превышая определённые скоростные и масса-габаритные пределы, моноколесо вторгается в области, прочно занятые лёгкими скутерами, мотоциклами и электровелосипедами, при этом полностью проигрывая им по безопасности вождения.

Что бы быть популярным, моноколесо должно оставаться в нише лёгкого, удобного, малогабаритного средства городской мобильности, сочетающего в себе надёжность, относительную безопасность и новизну.

В противном случае колесо станет уделом одиночных фриков, которые на монстрах типа «Sherman» совершаю тысячекилометровые пробеги никому, кроме них, по большому счёту не нужные.

Боюсь, что недальновидность и зашоренность производителей сыграет с моноколесом дурную шутку, загоняя перспективное индивидуальное средство передвижения в тёмный подвал транспортного андеграунда.

Ваш доброжелатель.

-2