Найти тему
АвиаОбоз

Загробная жизнь или во что превращают старые самолеты?

За последние 35 лет во всем мире было выведено из эксплуатации около 16 тыс. коммерческих самолетов. Между тем, каждый год срок службы более чем 700 самолетов приближается к концу. Но куда эти самолеты попадают после выхода на пенсию? Исследуем загробную жизнь списанного самолета.

Фото: KAVIN PHONGSATANAKORN/Shutterstock
Фото: KAVIN PHONGSATANAKORN/Shutterstock

Когда самолет становится слишком старым для полетов?

В отличие от автомобилей, срок службы самолета не определяется пройденным за годы эксплуатации расстоянием. И хотя возраст кажется убедительным доводом определить, остается ли самолет пригодным для полетов, это не самый точный показатель. Многие крупные аэрокосмические производители, в том числе Airbus, Boeing, Bombardier, Embraer, Dassault и Gulfstream, обычно измеряют ожидаемый срок службы самолета на основе различных показателей, включая взлетно-посадочные циклы, часы налета, частоту полетов и часы ТО.

Например, независимо от фактического возраста, узкофюзеляжный самолет A320 может выдержать до 60 тыс. циклов, а широкофюзеляжный B747 - до 35 тыс. циклов или 165 тыс. летных часов до выхода на пенсию. Однако самолету требуется порядка 30 лет, чтобы достичь такого количества взлетно-посадочных циклов.

Когда речь идет о сроке службы, циклы имеют важнейшее значение, потому что они связаны с повышением давления в самолете в полете, а разница в уровнях давления влияет на эффективность ряда компонентов, таких как фюзеляж, крылья, двери, окна, заклепки. Хотя самолет спроектирован так, чтобы выдерживать эти перепады давления, они с течением времени приводят к дефектам обшивки в результате износа.

Фото: Photolecious/Shutterstock
Фото: Photolecious/Shutterstock

Сколько самолетов было списано на земном шаре?

По оценкам IATA Международной ассоциации воздушного транспорта, за последние 35 лет во всем мире было выведено из эксплуатации около 16 тыс. пассажирских и грузовых самолетов. Между тем, каждый год у более чем 700 самолетов приближается к концу срок службы.

По данным IATA, эпидемия коронавируса побудила авиакомпании во всем мире разработать программы досрочного списания старых и не эффективных самолетов, особенно широкофюзеляжных. По мнению регулятора процесс вывода самолетов из эксплуатации должен управляться должным образом, чтобы предотвратить риски, связанные с безопасностью окружающей среды и перелетов.

Похожая оценка была сделана британской консалтинговой компанией NAVEO, которая прогнозирует, что при среднегодовом коэффициенте выбытия флота, который варьируется от 1,7% до 3,4%, не менее 11 тыс. пассажирских и грузовых самолетов будут официально выведены из эксплуатации в течение последующих десяти лет.

Фото: GLF Media/Shutterstock
Фото: GLF Media/Shutterstock

В своем последнем исследовании NAVEO обнаружила, что в 2021 году средний уровень списания самолетов во всем мире составлял 1,5%. С января по март 2022 года на пенсию было отправлено 65 самолетов. Специалисты говорят, что если цены на авиатопливо останутся высокими, уровень выбытия может подняться выше среднего уровня.

Компания подсчитала, что средний возраст 738 самолетов, списанных в 2020 году, составлял 23,12 года, а возраст 429 самолетов, списанных в 2021 году, - 23,09 года.

По данным NAVEO, наиболее часто с 2020 по 2021 год отправлялись на металлолом среди широкофюзеляжных самолетов Boeing 777-300ER (средний возраст 13,8 лет) и Airbus A380 (11 лет). Среди узкофюзеляжных - McDonnell Douglas MD-80 (30,8 лет) и Boeing 737 Classics (28,9 лет).

Другие типы самолетов, которые тоже списывали часто, включали Boeing 737NG, 737-600/700, 737-800 и самолеты семейства Airbus A320/A321.

«Мы прогнозируем, что количество выведенных из эксплуатации самолетов увеличится в ближайшие годы, но цифры зависят от темпов восстановления в отрасли, цен на топливо, решаемых проблем с производством новых самолетов». — сказал NAVEO.

Peter Titmuss/Shutterstock
Peter Titmuss/Shutterstock

Что происходит с самолетами после того, как они выведены из эксплуатации?

Если авиакомпания решает отправить самолет на пенсию, это не означает, что самолет навсегда исчезает. В некоторых случаях авиаперевозчики ставят самолеты на долгосрочное хранение и расконсервируют их позже, когда рыночная конъюнктура улучшается. Как правило, когда расходы на эксплуатацию старого самолета высоки, но он по-прежнему может выполнять свою функцию, авиакомпания решает либо запустить его в работу самолет, либо продать его более мелкому перевозчику.

Однако, когда стоимость компонентов самолета становится выше, чем стоимость самого самолета, авиакомпании навсегда списывают его. А когда самолет списывается, его обычно отправляют на кладбище самолетов. Кладбища часто располагают в пустынях, так как сухая погода помогает ограничить коррозию. На этих площадках ценные части самолета снимаются для повторного использования или перепродажи, прежде чем остальная часть отправляется на слом.

Например, бывшие в употреблении авиадвигатели пользуются большим спросом на рынке запчастей, поскольку их турбины содержат лопатки и другие компоненты, которые эксплуатант воздушного судна должен регулярно заменять, чтобы соблюдать правила безопасности. Стоимость бывшего в употреблении турбовентиляторного двигателя самолета может достигать около $2 миллионов. Но для авиакомпании покупка такого двигателя обойдется на 50% дешевле по сравнению со стоимостью совершенно нового.

Фото: Vladimir Mulder/Shutterstock
Фото: Vladimir Mulder/Shutterstock

90% деталей самолета можно переработать или использовать повторно

USM - Used serviceable material - пригодный к эксплуатации материал - это не только детали старого самолета, получившие вторую жизнь после выхода на пенсию.

Чем дольше самолет хранится, тем больше времени потребуется для выполнения всех необходимых работ по расконсервации и подготовки его к коммерческой эксплуатации. Потребуется около 40 рабочих часов для узкофюзеляжного и около 100 для широкофюзеляжного самолета, чтобы вернуть его с длительного хранения и ввести в эксплуатацию. В некоторых случаях ремонтные работы могут занять до 1000 часов.

Но когда дело доходит до полной утилизации, в зависимости от размера и модели может пройти от 30 до 60 дней, прежде чем самолет будет разобран на 1500-2000 частей. Сюда входят двигатели, вспомогательные силовые установки, шасси и другие компоненты, которые могут быть использованы повторно или проданы.

Фото: Ensuper/Shutterstock
Фото: Ensuper/Shutterstock

По данным AFRA - Ассоциации по переработке авиационного парка, около 90% комплектующих самолетов могут быть переработаны или повторно использованы в других отраслях, что оказывает положительное влияние на окружающую среду с точки зрения экологии.

После демонтажа старого самолета сиденья можно продать вместе по цене от $450 до $5000, а реанимировать шасси для второй жизни можно за миллионы. Другие части и компоненты, такие как кабели, аккумуляторы и электроника, отправляются на обычную переработку, где они сортируются, измельчаются, переплавляются и гранулируются для повторного использования. К сожалению, пластиковые изделия салона самолета обычно не перерабатываются, так как они сделаны из различных видов и содержат огнезащитные химические вещества.

Между тем, поскольку фюзеляж самолета в основном состоит из алюминия, его обычно разрезают на более мелкие части, чтобы переплавить для дальнейшего использования. Например, обшивка фюзеляжа Boeing 747 может стоит до $55 тыс.

По данным Агентства по охране окружающей среды США, утилизация самолетов поддерживает более экологичную экономику. По оценкам агентства, использование переработанного алюминия из фюзеляжа самолета экономит энергию, 90% используемого сырья и снижает загрязнение воздуха и воды примерно на 81%.

Фото: Lawrence Glass/Shutterstock
Фото: Lawrence Glass/Shutterstock

Во что превращают старые самолеты?

Существует множество повседневных применений алюминия, извлеченного из списанных самолетов, например, банки для напитков, аэрозоли, крышки для бутылок, оконные рамы, тарелки, монеты.

Кроме того, некоторые компании выпускают макеты салонов самолетов, которые авиакомпании используют для обучения бортпроводников. Это означает, что комплектующие самолета, например, моторные отсеки, можно использовать повторно. А мебель из самолетов можно превратить в столы и стулья на авиационную тематику.

Старые самолеты также можно использовать в бизнесах на авиационную тематику. Например, некоторые предприниматели превращают старые самолеты в отели. Одним из примеров является Jumbo Stay в Стокгольме, расположенный недалеко от аэропорта. Отель был открыт в 2009 году, когда его основатель решил превратить 46-летний Boeing 747-212B в просторный отель на земле. До ухода на пенсию самолет эксплуатировался ныне несуществующей шведской авиакомпанией Transjet, которая прекратила полеты в 2002 году. Самолет теперь оборудован 33 номерами и способен принять до 76 гостей.

Фото: Bahnfrend/Wikimedia Commons
Фото: Bahnfrend/Wikimedia Commons

Но это не единственный способ преобразить самолет.

Два ирландских энтузиаста доказали, что можно превратить пассажирский самолет в удобный домашний офис. Начав с единственной капсулы, которая была сделана из фюзеляжа индийского лоукостера Indigo A320, дуэт преобразовал часть салона в просторный дом с 10 окнами, рабочим пространством, спальней и кухней. После этого проекта предприниматели запустили компанию по переоборудованию самолетов, которая в настоящее время поставляет индивидуальные капсулы, сделанные из фюзеляжей различных самолетов.

Насколько сложно приобрести самолет на кладбище для переоборудования?

Неудивительно, что дать вторую жизнь списанному самолету – процесс не из простых. Наряду с инвестициями, необходимыми для преобразований, строгие требования ограничивают действия лиц, желающих приобрести самолет с кладбища. В то время как продажа бывших в употреблении компонентов является обычным делом, когда дело доходит до приобретения всего списанного самолета, все становится сложнее, поскольку такая сделка может быть совершена только компанией или частным лицом, имеющим соответствующую лицензию.

Источник: AeroTime Hub

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале