Найти тему

Стратегический бомбардировщик «Мираж» IVA

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

В конце 1950 г. экономика Франции стала одной из самых развитых в странах Европы. Для восстановления прежнего международного влияния в мире Франция поставила целью воссоздать и свое реальное военное могущество путем вступления в число ядерных держав. Как говорил министр обороны Франции П. Мессемер: «...нам угрожают, и мы не можем в любом случае положиться на американцев». Эти слова были сказаны после Суэцкого кризиса 1956 г., во время которого США заняли нейтральную позицию и отказались поддержать англо-франко-израильскую агрессию против Египта. Французы решили реализовать свою ядерную доктрину по примеру США и СССР, т. е. включая все три вида: баллистические ракеты, атомные подводные лодки с ракетами и стратегическую авиацию. Первым компонентом триады стали стратегические силы воздушного базирования.

Руководство Франции не стало ориентироваться на разработку принципиально нового самолета-носителя ядерного оружия, а выбрало уже существующий проект «Мираж» IV. К разработке этого проекта фирма «Дассо» приступила в 1956 г. Первоначально предусмат­ривалось создание тяжелого истребителя как продолжения семейства истребителей «Мираж» I/II/III. Требования к самолету были выпущены в 1956 г., а контракт на его разработку за­ключен в апреле 1957 г. Самолет является развитием «Миража» III, представляет собой прак­тически увеличенную в 1,5 раза по размерам и в два с лишним раза по массе копию этого ис­требителя. Двухместный бомбардировщик создан специально для нанесения ударов ядерным оружием по объектам, расположенным в глубоком тылу противника. Большая дальность по­лета достигается только с подвесными баками или при дозаправке топливом в полете.

Опытный образец с обозначением «Мираж» IV-01 был построен уже в декабре 1958 г. Первый полет опытной машины состоялся 17 июля 1959 г. под управлением Р. Главани. Во время 33-го полета самолета была достигнута скорость, равная М = 2, и высота полета 18000 м. Серийное производство самолета началось в 1963 г. (первый полет 7 декабря 1963 г.). На опытном образце в 1960 г. был установлен мировой рекорд скорости (1822,0 км/ч) в полете по замкнутому 1000-км маршруту. Всего было построено 66 самолетов, включая опытные. Впоследствии 12 бомбардировщиков переделали в стратегические разведчики для использования на больших высотах (16 700—18 200 м) при числе полета М = 2 и на малых высотах (90—180 м) на дозвуковых скоростях. К концу 1987 г. были переоборудованы 18 ма­шин «Мираж» IVA в вариант «Мираж» IVP, вооруженный ядерной ракетой ASMP. В будущем предполагалось заменить бомбардировщик «Мираж» IV на самолет с большими размерами и большей грузоподъемностью. Однако средств на создание такой машины у Франции не хва­тило, и «Мираж» IV остался единственным ударным самолетом стратегического назначения.

Самолет рассчитан на подвеску одной ядерной бомбы. Для этого в нижней части фюзеля­жа сделана специальная ниша, в которую бомба входит почти на половину корпуса. Атомная бомба AN.22 с тротиловым эквивалентом 60—70 кт, весит около 1,5 т, длиной 4 м, вес ее ядерного заряда 35 кг. Бомба снабжена тормозным парашютом для безопасного сброса на малых высотах. Впервые ядерная бомба была сброшена с самолета «Мираж» IVA в июле 1966 г. над атоллом Муруроа в Тихом океане. Главным достоинством французского бомбар­дировщика была его сравнительно невысокая стоимость. На деньги, затраченные на один американский бомбардировщик В-58 «Хастлер», можно было построить три самолета «Ми­раж» IV.

Самолет представляет собой свободнонесущий моноплан со среднерасположенным тре­угольным крылом, выполненный по схеме «бесхвостка». Крыло со щелевым уступом перед­ней кромки оснащено независимыми управляющими поверхностями двух типов: элевонами и рулем высоты. Вместо балансировочных закрылков бомбардировщик был оборудован сис­темой перекачки горючего в специальный бак, расположенный в основании киля. Угол стре­ловидности крыла по передней кромке равен 60°. Крыло самолета имеет четыре воздушных тормоза (по два на верхней и нижней поверхности).

Фюзеляж выполнен в соответствии с правилом площадей. Воздухозаборники боковые, сверхзвуковые, с острой кромкой и подвижным полуконусом. В корневой части киля имеется отсек с тормозным парашютом. Кабины членов экипажа расположены друг за другом (тан­дем) и оборудованы катапультными сиденьями фирмы «Мартин-Бейкер». Шасси самолета состоит из основных стоек, с четырехколесными тележками каждая, и передней стойки с двухколесной тележкой. Для обеспечения укороченного взлета под крылом самолета могут подвешиваться две группы реактивных ускорителей (по шесть штук). Для увеличения даль­ности полета самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе. В 1960-х гг. бом­бардировщик был единственным французским самолетом, способным дозаправляться в воз­духе.