Найти тему
BlackTyres

Аквапланирование не планируется: что делать, если машина «поплыла», и как этого избежать?

Оглавление

Последствия аквапланирования могут быть непредсказуемыми и опасными. Есть способы, как снизить вероятность возникновения аквапланирования — о них и расскажем в статье. А также дадим совет, как с минимальными рисками выйти из аквапланирования, если все же в него попали.

Что такое аквапланирование и его главная опасность

Аквапланирование — это возникновение водяной пленки, водяного клина между колесом и дорогой.

На рисунке протектора шин предусмотрены специальные канавки, ламели, которые отводят влагу из пятна контакта и обеспечивают колесам сцепление с поверхностью.

Но, когда скорость автомобиля высокая, а слой воды на дороге достаточно большой, протектор не успевает выводить жидкость, и колесо как бы заезжает на трамплин из воды и плывет.

Оно всплывает буквально на пару секунд, но этого достаточно, чтобы ввести автомобиль в занос.

-2

Различают продольное и поперечное аквапланирование. При продольном аквапланировании автомобиль мчит по прямой, как метеор, и делается совершенно неуправляемым. Невозможно ни затормозить, ни объехать помеху, ни вписаться в поворот. Усугубить дело может ветер, уклон или неровности дороги.

Поперечное аквапланирование возникает при повороте на мокрой дороге, когда автомобиль теряет сцепление с покрытием, рискует не удержаться на дуге и поехать по прямой.

Как понять, что автомобиль «словил» аквапланирование

Когда между колесами и дорожной поверхностью образуется водная пленка, водитель может почувствовать, что руль стал легким и как будто пустым. Машина на повороты рулевого колеса не реагирует или реагирует с опозданием. Так можно понять, что началось аквапланирование, и шины потеряли сцепление с твердой поверхностью. О действиях, которые нужно предпринимать в этот момент расскажем далее.

Что приводит к аквапланированию

К сожалению, ни одна машина не застрахована от аквапланирования в дождливую погоду. Но есть несколько факторов, которые увеличивают шансы ощутить на своем автомобиле этот опасный эффект.

1. Высокая скорость на мокрой дороге

Самое главное и простое правило для всех водителей в дождь и просто при движении на мокрой дороге — снизить скорость. Желательно, чтобы скорость составляла не выше 70 км/ч. В этом случае риск аквапланирования становится гораздо меньше. Помните: даже самые дорогие шины не смогут помочь, если ехать и маневрировать на влажной дороге на большой скорости.

2. Изношенный протектор шин

Как мы писали выше, протектор шин сконструирован таким образом, чтобы отводить влагу от пятна контакта и обеспечивать машине надежное сцепление. За это отвечают множество поперечных и продольных канавок, прорези, ламели на поверхности колеса. Но, когда протектор уже изношен, эффективность работы дренажной системы сильно снижается.

Даже на сухой поверхности сцепление изношенных шин оставляет желать лучшего, особенно на скорости:

Посмотрите, как ухудшается сцепление шин на сухой дороге с увеличением скорости.
Посмотрите, как ухудшается сцепление шин на сухой дороге с увеличением скорости.

Шины с износом уже не смогут обеспечить безопасность на мокрой дороге и отвести тот объем воды, с которым колеса сталкиваются, например, в луже. Недаром у некоторых летних шин, например, у моделей Nokian Tyres, на резину нанесен индикатор риска аквапланирования. Когда он уже стёрт — опасно использовать шины на влажных поверхностях.

3. Вес машины

Чем машина легче, чем вероятнее она может потерять управление на большой толще воды. И наоборот, тяжелые или груженые автомобили меньше подвержены такому риску. В том числе поэтому грузовым авто позволено ездить на автошинах с меньшей, чем у легковых автомобилей, глубиной протектора — 1 мм. Если вы обладатель не слишком тяжелой машины, будьте особенно внимательны на мокрых дорогах и снижайте скорость.

4. Толщина водного слоя

Тут все понятно: чем больше воды, тем выше вероятность аквапланирования.

5. Качество дорожного покрытия

Ровная дорога, которой можно только порадоваться в сухую погоду, становится опасной во время дождя: на гладком покрытии автомобиль скорее достигнет аквапланирования, чем на неровном.

6. Низкое давление в шинах

Спущенные колеса и так не обеспечивают достаточно хорошее сцепление с дорогой, а при движении по мокрой поверхности тем более не смогут уберечь от аквапланирования. Исследования, проведенные компанией Michelin, показали, что пониженное до 1,7 атмосфер давление в шине легкового авто вместо положенных 2,4 атмосфер приводит к тому, что на скорости 100 км/ч по мокрой дороге шина лишается пятна контакта и подвергается эффекту аквапланирования.

Как подготовиться к возможному аквапланированию

Совершенно необязательно, что в каждый дождь ваш авто столкнется с аквапланированием. Может, этого и вовсе никогда не произойдет (хорошо бы). Но все же лучше быть наготове.

  1. Главная ваша подготовка к непредвиденным ситуациям при движении в дождь — опять же, снижение скорости.
  2. Соблюдайте дистанцию с автомобилями перед вами. Вы можете миновать эффект аквапланирования, но никто не обещает, что другие автомобили в него не попадут: нужно пространство для маневров в экстренных ситуациях.
  3. В дождь ваши стеклоочистители, конечно, работают. Но даже, если дождь прошел, включайте их на полную мощь перед проездом луж, чтобы обеспечить себе нормальный обзор. Кроме того, залить стекла машины могут автомобили, движущиеся во встречном потоке.
Кроме того, как говорилось выше, для безопасного вождения в мокрую погоду важно, чтобы колеса не были изношенными.

Для частых поездок по мокрым дорогам есть специальные «дождевые» шины, которые имеют симметричный рисунок «елочкой». Их протектор устроен так, чтобы максимально эффективно удалять воду из пятна контакта.

-4

Современные летние шины, в том числе с асимметричным ненаправленным рисунком, тоже отлично справляются с отведением влаги. Чем шире каналы на рисунке их протектора, чем больше на нем разных ламелей и прорезей, тем быстрее шины избавляются от влаги в пятне контакта и обеспечивают надежное сцепление.

Что нужно делать, если все же попали в аквапланирование

Если не повезло, и ваш автомобиль все же начал «плыть» по луже, постарайтесь не паниковать. В таких случаях важно крепко удерживать руль и плавно отпустить газ. Дальше — остается просто ждать, когда автомобиль преодолеет толщу воды, и сцепление шин с твердым покрытием восстановится. Только тогда можно прибавлять газ и маневрировать.

-5

Часто бывает, что автомобиль заезжает в лужу только одним колесом. В результате после преодоления водной преграды руль может буквально выбить из рук водителя, и машина в этом случае уйдет с траектории. Поэтому так важно крепко удерживать рулевое колесо.

Чего делать нельзя, если автомобиль начал «всплывать»

Самое опасное во время аквапланирования — пытаться выкручивать руль в попытках выровнять автомобиль на дороге. В момент самого аквапланирования это не даст никаких результатов, а вот когда контакт шин с дорогой внезапно восстановится — автомобиль на повернутых колесах резко снесет в сторону. В таких случаях не каждый водитель справится с управлением, и последствия могут очень печальными для всех участников движения.

-6

Важно помнить: при аквапланировании машина будет двигаться по инерции — туда, куда она изначально была направлена до возникновения под колесами водяного слоя.

Итак, повторим: во время аквапланирования отпустите газ, крепко держите руль, не делайте никаких резких действий — не выкручивайте рулевое колесо, не газуйте, резко не тормозите и также не бросайте тормоз.

Не забудьте лайк и напишите в комментариях, испытывали на своем автомобиле эффект аквапланирования?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше — интересней!

Удачи на дорогах!

-7