Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Самолёты-утопленники

Навеяно статьёй на канале «МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ»:

Зачем самолёты поднимают со дна? Чтобы они дальше летали? Далеко не факт.

Известно, что происходит с провалившейся на большую глубину подлодкой — её раздавливает. На глубине 3000 м давление равно примерно 300 атмосферам — больше, чем в гидросистеме большинства самолётов, и почти столько же, сколько в системе воздуха высокого давления (ВВД) самой подлодки, о системе ВВД я рассказывал:

Но давление гидросмеси и воздуха заключено в тонких трубках и небольших, очень прочных баллонах, а огромный корпус его не выдержит. Естественно, если быстро затопить пассажирский самолёт — он тоже не выдержит, правда, и затопить его непросто — слишком уж он лёгкий. Если авиалайнер при приводнении уцелел, то он сохранит плавучесть, иногда для её сохранения даже приняты меры — например, на Ту-154 принудительно закрываются хвостовые выпускные клапаны вентиляции салона:

А вот истребитель, под собственным весом плавно ушедший на глубину в несколько сотен метров, скорее всего, уцелеет — потому что будет полностью негерметичен. Большинство его отсеков конструктивно негерметичны, так как в этом нет нужды: кабина будет разгерметизирована при катапультировании, а топливные баки сообщаются с атмосферой через систему дренажа — по-автомобильному «развоздушку», она предотвращает схлопывание баков при выработке топлива и разрыв при заправке и есть на любом самолёте:

Трубы дренажа подняты максимально высоко для предотвращения перелива и выплескивания топлива
Трубы дренажа подняты максимально высоко для предотвращения перелива и выплескивания топлива

При затоплении вода просто заполнит полости истребителя и всё.

Получается, спасённый из пучины самолёт может оказаться как живой. Но только с виду. Сразу сделаю оговорку, что специальных исследований на эту тему я не проводил, всё написанное основано исключительно на опыте работы на авиатехнике, опыте поиска и устранения дефектов. Если вы считаете иначе или, что ещё лучше, имеете опыт — прекрасно будет, если поделитесь.

Итак, вспомните автомобили-утопленники — у них со временем начинает отказывать в электрооборудовании совершенно всё. То же самое будет и с самолётом — даже если некоторые разъёмы электропроводки выполнены герметичными либо залиты герметиком, то на глубинное давление они не рассчитаны. По большей части же они просто уплотнены резинками от пыли.

На современной авиатехнике сотни километров проводов и тысячи разъёмов, которые по понятным причинам не рассчитаны на морскую воду под давлением
На современной авиатехнике сотни километров проводов и тысячи разъёмов, которые по понятным причинам не рассчитаны на морскую воду под давлением

Казалось бы, тут поможет капитальный ремонт машины — но нет. Электропроводка большинства самолётов уже с полвека рассчитывается на весь срок службы машины — то есть при КР она не снимается, а просто проверяется. Провод, обеспечивающий надёжность в суровых полётных условиях, служит десятилетиями. То есть замена проводки и тем более её разборка, чтобы начисто вымыть морскую соль, просто не заложена в технологию ремонта. Значит, это будет нестандартной работой для завода, значит — нестандартно оплачиваемой.

Теперь о гидроагрегатах. Сверхзвуковой самолёт весь нафарширован гидроприводами — шасси, рули, механизация (если она есть — на некоторых самолётах носки, флапероны и другие поверхности на крыле «дышат» весь полёт, работая на управление, механизацией их назвать язык не поворачивается), вооружение... Они кардинально не отличаются от тех, что стоят на транспортных машинах:

Манжеты (уплотнения), конечно, рассчитаны на давления в сотни кгс/см² — но, во-первых, на внутреннее, а не на внешнее (зачастую подвёрнуты так, что их внешним давлением сразу отожмёт), во-вторых, они лишь предотвращают струйную или капельную течь, но не закрывают дорогу жидкости на 100 %. Подтёки возле гидроприводов и выходящие из некоторых дренажные трубки красноречиво говорят — по каплям, но вода просочится внутрь цилиндров и гидромашин.

Всё управление как тяжёлого, так и сверхзвукового самолёта построено на гидравлических, реже электрических приводах
Всё управление как тяжёлого, так и сверхзвукового самолёта построено на гидравлических, реже электрических приводах

А на прецизионных — порой с микронными посадками — деталях опасна даже незначительная коррозия. Короче говоря, все насосы, цилиндры, бустеры и гидромоторы, скорее всего, пойдут под замену — в сегодняшних реалиях это выгоднее ремонта. Итого самолёт уже лишился всей проводки и всей гидромеханики.

Теперь о топливных баках. Топливо на современном самолёте заливается прямо в герметичный отсек крыла или фюзеляжа, который, как уже сказано, сообщается с внешним миром через дренаж.

Крыло самолёта — огромный несущий топливный бак
Крыло самолёта — огромный несущий топливный бак

Герметик, выстилающий бак, рассчитан на работу в керосине и морскую воду может выдержать, а может и не выдержать. Плюс баки будут заражены бактериями. О бактериях, любимое блюдо которых — парафин или керосин, рассказано, например, здесь:

http://vdvizhke.ru/toplivo-dlja-dvigatelej/reaktivnye-i-dizelnye-topliva/1035-mikrobiologicheskie-processy-v-toplivah.html

Кто работал с топливными системами — мог сталкиваться с микробиологическим загрязнением баков, когда на дне баков скапливается розоватое желе из бактерий, питающихся углеводородами. При разливах нефти используются специальные штаммы бактерий, перерабатывающих опасную органику в неопасную.

А так как на море тоже нередко случаются разливы, для борьбы с которыми в том числе используются бактерии — эти штаммы в свободном виде встречаются в морской воде. В какую сторону бактерии мутировали за годы свободного плавания — неизвестно. То есть уверенно сказать, что станет с герметиком от морской воды, нельзя — может и потребоваться его замена. Если повреждения глубокие, до второй линии герметизации — то замена будет в принципе невозможна без полной разборки конструкции. А это по сути разделка на металл, из которого потом, возможно, получится собрать самолёт обратно. Сценарий самый невероятный, но самый жёсткий.

О блоках электрооборудования и речи нет — герметичные раздавит, негерметичные зальёт. И наконец — конструкция. До сих пор мы предполагали, что самолёт «лежит как живой», не говоря о скорости его вхождения в воду. А вода в 800 раз плотнее воздуха, и если самолёт с виду цел — это не значит, что он не получил остаточных деформаций. И по результатам замеров (нивелировки) его могут просто не допустить к дальнейшей эксплуатации.

-5

Так зачем их поднимают? Секретные блоки, да и весь самолёт, проще уничтожить на месте. Но! Исследования — раз. Показательная забота об экологической ситуации — два. Престиж страны ("своих не бросаем", достанем откуда угодно) — три. Поэтому вытаскивать из пучины безнадёжно отлетавшие своё машины будут и дальше — это вопрос не экономии, а престижа страны. Хотя, конечно, всё сильно зависит от глубины затопления и времени «экспозиции». Самолёт, сутки пролежавший на десяти метрах, вполне может получить вторую жизнь, а вот если нырнул на сто и плавкран пригнали через неделю — то, скорее всего, только на памятник...

Общее оглавление канала