При выборе велосипеда необходимо учитывать внушительное количество самых разных параметров. И все они в той или иной степени важны. Однако среди базовых аспектов, которым необходимо уделять первостепенное значение, выделяют тип и материал рамы. Сейчас мы рассмотрим основные варианты, их положительные и отрицательные стороны.
Применяемые материалы
Сегодня производители используют самые разные сплавы и полимерные материалы, однако наибольшее распространение получили только три: сталь, алюминий, карбон.
Стальные рамы
Самым «древним», если не брать в расчет первые модели из древесины, материалом для производства велосипедных рам, безусловно, является сталь. При этом необходимо понимать, что технологии не стоят на месте, и тот металл, который использовался век назад сильно отличается от современного.
В наши дни активно используется сталь с добавлением молибдена для усиления прочностных характеристик, так же актуально хромирование и легирование.
К несомненным плюсам материала относят:
- Прочность, высокая устойчивость к механическим нагрузкам как статического типа (вес велосипедиста), так и динамического (пресловутые наши дороги с ухабами и канавами).
- Если и происходит разрушение металла, то постепенно. Еще нужно постараться сломать пополам трубу рамы из стали в одном падении.
- Высокая ремонтопригодность.
- И самое главное - низкая стоимость. Понятно, что существуют брендовые модели со стальной рамой, предлагаемые за бешеные деньги, но в среднестатистическом исполнении это самый дешевый материал из рассматриваемых. Дешевле только чугун, но такой велосипед еще поднять нужно.
К минусам относят:
- тяжелый;
- ржавеет при нарушении защитного слоя.
Алюминиевые сплавы
Алюминий, даже в форме оксида, слишком хрупок, поэтому используются сплавы с медью и марганцем. Алюминиевые рамы легкие, достаточно прочные и отзывчивые. Для любителей - это идеальный материал велосипедной рамы. Однако, при экстремальном катании возможны вмятины и трещина. Что бы этого избежать, производители изготавливают велосипедную раму с большим диаметром и утолщенными стенками.
Базовые преимущества:
- Очень небольшой вес. Это важно в первую очередь для спортивных и детских моделей. В этом случае снижаются энергозатраты на перемещение.
- Алюминиевые сплавы позволяют добиваться оригинальных дизайнерских решений, конструкция велосипеда может выглядеть стильно и, главное, оригинально.
- На велосипеде с алюминиевой рамой проще набрать скорость при катании.
Из недостатков:
- не подвергаются коррозии;
- сложны в ремонте.
По цене алюминий можно считать средним вариантом.
Карбоновые рамы
Изделия из карбона относят к категории инновационных. Основной характеристикой данного материала является прочность по длине. Необходимо понимать, что карбон – это нити, и продольно их не разорвешь, а вот пополам - вероятность есть. Сильный точечный удар может повредить раму. Во всех остальных случаях - это очень прочный материал, не поддающийся коррозии. Прочность достигается за счет сплетение углеродистых волокон, пропитанных смолами, после чего их запекают в специальной печи.
Также, карбон использую для изготовления велосипедов под индивидуальные размеры райдера. Правда цена такого велосипеда будет значительно выше стокового.
Преимущества:
- Минимальный вес.
- Устойчивость к продольным нагрузкам.
- Профессионалы ценят материал, поскольку он позволяет при изготовлении максимально учесть индивидуальные особенности пользователя – вес, рост, длину рук и ног.
- Карбон в плане коррозии вечен в отличие от стали.
Минусы:
- большая стоимость;
- сложность в ремонте;
- уязвимость к сильным точечным ударам.
Типы рам
Еще одним важным параметром, влияющим на комфорт использования велосипедов и их стоимость, является тип рамы. Актуальны три основных варианта:
Жесткий (rigid)
Самый простой и дешевый вариант. Жесткий каркас не предусматривает наличие амортизации, по крайней мере, в раме. Такие байки больше подходят для езды по ровной местности, нежели по пересеченной. Часто жесткие (или ригидные) рамы можно встретить на городских велосипедах и круизерах.
Хардтейл (hardtail)
Хардтейлы – самый распространенный вариант рам, когда амортизирует передняя вилка, а задняя часть крепится жестко. Такой велосипед отлично подходит для пересеченной местности и для городских поездок. Чаще всего на улицах мы видим именно хардтейлы. Привычная и комфортная форма рамы, амортизационная вилка, наличие нескольких скоростей - все это часто объединяют под "горный" велосипед.
Плюсы хардтейла:
- Подходит для города и пересеченной местности.
- Перспективы использования багажника, что для бытовых велосипедов бывает принципиально важно.
- Велосипед не раскачивается при активном ускорении, что повышает устойчивость.
- Несложная конструкция, что повышает ремонтопригодность.
- Большой ценовой диапазон.
Существуют, безусловно, и специфические недостатки:
- вес велосипеда с учетом навесного оборудования не маленький;
- тело велосипедиста устает быстрее, по сравнению с двухподвесом.
Двухподвес (full-suspension)
Наиболее дорогим и сложным конструктивно байком считается двухподвес. Как следует из названия, амортизация в нем осуществляется как спереди, так и сзади. Обычно подобные технические решения характерны для так называемых горных байков.
Плюсы:
- Повышенная комфортность при движении по пересеченной и горной местности.
- Хорошая эргономика.
- Сцепление заднего колеса не 100% конечно, но очень высокое.
- Привлекательный внешний вид.
Минусы:
- сложно ремонтировать и обслуживать;
- более высокая цена
Резюме
Таким образом, тип и материал рамы имеют серьезное значение для дальнейшего эксплуатационного комфорта, да и на цену они влияют непосредственным образом. Как следствие, если возникают сложности или проблемы с выбором, никогда не стоит стесняться обращаться за помощью к консультантам. А консультанты в Байк Центр всегда помогут вам сделать правильный выбор.