Прошлым летом мне удалось посетить учебный аэродром СГАУ "Смышляевка" в Самаре. Я уже рассказывал о многих машинах этого аэродрома, сегодня расскажу о последней экспериментальной модификации, первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104.
Модификация Ту-104Е отличалась от базовой модели установленными новыми двигателями РД-М16-15, а так же некоторыми изменениями в планере. Установкой новых более мощных двигателей планировалось увеличить коммерческую нагрузку и массу топлива, что позволило бы увеличить дальность полета с 2120 километров, до 3600-3800 километров.
Всего было построено две машины Ту-104Е, первой в ноябре 1959 года была построена СССР-42441, затем вторая машина СССР-42443, которая отличалась новым крылом с предкрылками, так же обе машины были оборудованы дополнительный подфюзеляжным посадочным щитком.
2 июня 1960-го экипаж летчика Ковалева установил на Ту-104Е последний для этого типа машины мировой рекорд, пролетев расстояние 2000 км с грузом 15 т со средней скоростью 959, 94 км/ч.
На какой именно машине был установлен данный рекорд выяснить не удалось.
Данный экземпляр СССР-42441 был списан 22 октября 1966 года и передан в Куйбышевский авиационный институт, в качестве учебного пособия. Второй экземпляр Ту-104Е СССР-42443 был списан 14 января 1977 года и передан в Криворожское авиационное училище специальных служб ГА, в качестве учебного пособия.
Всего за период с 1955 по 1960 год, на трёх заводах был изготовлен 201 самолёт Ту-104, из них шесть бортов Ту-104А было поставлено в ЧССР.
За время эксплуатации Ту-104 в Аэрофлоте СССР (до 1979 года) машинами было перевезено около 100 миллионов пассажиров, они провели в воздухе около 2 миллионов часов и выполнили 600 тысяч полётов. Отдельные экземпляры Ту-104 в ведомствах и ВВС СССР эксплуатировались до середины 80-х годов. #авиация #самолеты