В 1966 году, ровно 55 лет назад, министерство внешней торговли СССР и FIAT подписали договор о сотрудничестве. Этот документ, который в своё время называли не иначе как сделкой века, стал датой рождения и АвтоВАЗа, и первой модели «Жигулей». Важную веху истории отечественного автопрома мы решили отметить самыми красивыми, впечатляющими и неожиданными цифрами.
201
Суммарный объём выпуска всех советских легковушек, включая ЗАЗ, ГАЗ и АЗЛК, в 1965 году составил 201 тысячу автомобилей.
6
По данным на середину 1960-х на каждую тысячу советских жителей приходилось всего 6 личных автомобилей. В США этот показатель в те же годы составлял около 500 машин.
2
Для борьбы с дефицитом личного автотранспорта СССР решили построить не один, а сразу 2 автомобильных завода. Вторым, помимо проекта FIAT/ВАЗ, стал Ижевский автозавод, выпуск автомобилей «Москвич» на котором начался 12 декабря 1966 года.
70
Свыше 70 советских городов и населённых пунктов претендовали на место строительства нового автозавода. В их число входили Минск, Киев, Саратов, Белгород, Барнаул и Новосибирск.
1
Строительство объекта номер «1» на территории ВАЗа, а если точнее — разработка грунта для корпуса вспомогательных цехов — началась 14 января 1967 года.
80
Главный корпус ВАЗа занимает 80 гектаров и достигает двух километров в длину. Неудивительно, что завод в Тольятти был и остаётся крупнейшим автосборочным предприятием в Европе.
2 100 000
Общая площадь корпусов завода составила 2 100 000 квадратных метров, а конвейеры вытянулись в сумме на 150 километров. При строительстве гиганта в Тольятти было использовано 300 000 тонн металлоконструкций и залито 6 000 000 кубометров бетона.
2 000 000 000
Общая стоимость закупленного для АвтоВАЗа оборудования превысила 2 000 000 000 рублей в ценах той эпохи. По нынешнему курсу — более 200 миллиардов!
24
24 трещины на кузове тестового FIAT 124 (прототип №4) насчитали сотрудники автополигона в Дмитрове после ресурсных испытаний на покрытии «бельгийская мостовая».
800
Свыше 800 изменений по сравнению с оригинальной конструкцией понадобилось FIAT 124, чтобы превратиться в ВАЗ-2101.
700 000 000
Фирма Renault, участвующая в тендере наравне с ФИАТом, тоже не осталась с пустыми руками. В 1966‑м французы заключили контракт на модернизацию завода по производству автомобилей «Москвич» на сумму 700 000 000 франков.
6
Первая пилотная партия ВАЗ-2101, собранная 19 апреля 1970‑го под надзором итальянских специалистов, насчитывала 6 автомобилей.
18.08.1970
Официальные продажи ВАЗ-2101 стартовали 18 августа 1970 года.
220 000
Первая очередь Волжского автозавода была рассчитана на 220 000 автомобилей в год.
172 175
Общее количество выпущенных в 1970‑м «копеек» составило 21 530 автомобилей. Но за следующий полный год в Тольятти собрали уже 172 175 седанов.
64
Четырёхцилиндровый 1,2-литровый двигатель ВАЗ-2101 развивал всего 64 л.с.
22
С места до 100 км/ч первая модель «Жигулей» разгонялась за 22 секунды. Максимальная скорость составляла 140 км/ч.
5150
Розничная цена первых «Жигулей» в 1970‑м — 5150 рублей. «Москвич-412» официально стоил 4200 рублей, а «Волга» ГАЗ‑24 — 9000 рублей.
2102
Производство «Модели №2», как на внутреннем заводском языке называли универсал ВАЗ-2102, началось 7 апреля 1972 года.
660 000
Когда в октябре 1974-го все три очереди ВАЗа вышли на проектную мощность в 660 000 автомобилей ежегодно, каждые 22 секунды с конвейера начали сходить новенькие «Жигули».
54 838
На конкурс журнала «За рулём» и газеты «Советская Россия», в котором гражданам СССР предоставляли право выбрать название для нового автомобиля, поступило 54 838 писем, в которых предлагалось 1812 вариантов.
315
По данным 1980 года, с каждого выпущенного ВАЗ-2101 завод в Тольятти получал 315 рублей чистой прибыли. На сегодняшние деньги получается примерно 37 тысяч. В то время это были две зарплаты инженера, 302 пачки сахара, 57 бутылок водки «Столичная», два магнитофона «Электроника-302» или один холодильник «Минск».
4 846 900
Производство ВАЗ-2101 продолжалось 18 лет. С 1970‑го по 1988‑й, в общей сложности, было выпущено 4 846 900 экземпляров.