Чтобы температурный режим двигателя оставался в норме, в автомобиле разработана система охлаждения двигателя. Она не позволяет ему ни перегреваться, ни переохлаждаться. При сгорании топливной смеси выделяется большое количество теплоты. Соответственно, важно не допустить чрезмерное нагревание деталей мотора, из-за которого уменьшается их прочность. Также последствиями перегрева являются уменьшение наполнения цилиндров, ухудшение условий работы смазочной системы из-за снижения вязкости перегретого масла, ускоряется срабатывание присадок к маслам, увеличиваются отложения и нагар на стенках мотора.
На подавляющем количестве машин вы увидите жидкостные системы охлаждения закрытого типа. Они весьма инерционны, мотор не прогревается быстро, но остывает медленнее. Охладитель позволяет равномерно производить отвод тепла, и детали не перегреваются.
Теплота, которая отводится от мотора, применяется для подогрева впускного трубопровода и улучшения смесеобразования, а также и для отопления салона машины в зимнее время года.
Детально рассмотреть из чего состоит система охлаждения можно на картинке:
Жидкость в системе охлаждения циркулирует по малому (при холодном пуске двигателя) и большому (при прогретом двигателе) кругам.
Малый круг состоит из следующей цепочки: жидкостный насос — распределительные трубы — рубашка охлаждения блока цилиндров — рубашка охлаждения головки блока цилиндров — верхний патрубок термостата (клапан закрыт) — перепускной шланг приемная полость жидкостного насоса.
Большой круг состоит из другой цепочки: жидкостный насос (как и по малому кругу) — термостат (клапан открыт) — резиновый шланг — патрубок радиатора — верхний бачок радиатора — сердцевина радиатора — нижний бачок радиатора — патрубок — шланги — приемная полость жидкостного насоса.
Если говорить о радиаторе, то он является теплообменником всей охлаждающей системы, в котором жидкость, поступающая из двигателя передаёт теплоту потоку воздуха. Сам радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков, соединённые между собой трубками, образующими его охлаждающую решётку, или, иными словами, сердцевину радиатора.
Важный элемент - жидкостной насос, он способствует циркуляции охлаждающей жидкости. Применяются одноступенчатые жидкостные насосы центробежного типа. Привод насоса, как правило, работает от шкива коленчатого вала посредством клиноременной передачи.
#охлаждениедвигателя #системаохлаждения #устройствоавто
Читать также:
Российский электромобиль - новая веха в истории?