Найти в Дзене
Кирилл Максимов

СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.

Чехословакия сумела сделать самолёт, который получил невероятную популярность среди других стран Варшавского договора в 1970-х годах. В некоторых странах он используетя до сих пор в качестве учебно-тренировочного самолёта.

СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.
СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.

Популярность L-29 в частности доказывается количеством заказов: 3500 машин, - и это только один из типов. Это свидетельствовало о том, что решения принятые чешскими инженерами - удачны и эффективны. Изначально Aero L-29 Delfin создавался как учебный реактивный самолёт для нужд чехословацких ВВС. Целью же создания этого самолёта стала постепенная замена старых поршневых учебных самолётов в армий "ОВД".

Инженеры вкладывали в Aero феноменальный запас прочности, так как при пилотировании самолёт позволял грубые ошибки: сказывалась высокая управляемость, небольшой вес и минимальное аэродинамическое сопротивление. Среди курсантов лётных училищ - это был настоящий любимец.

СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.
СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.

Крыло у самолёта - прямое, трапециевидное, в сечении - достаточно толстое, что отлично распределяло нагрузки на самолёт. Однако из-за выбранной формы крыла уменьшилась максимальная скорость самолёта: до 655 км\ч на высоте 5000 метров. L-29 не имел предкрылков. Были только элероны с аэродинамической компенсацией на внешней части крыла. Остальную часть занимали закрылки. Все это вскупе уменьшало максимальную скорость захода на посадку - 135 км\ч. У основания, с каждой стороны фюзеляжа распологались воздухозаборники двигателя Motorlet (Walter) M701. По рассказам техников, обслуживающих Delfin, M701 можно было демонтировать всего за полтора часа.

СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.
СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.

Самолёт был рассчитан на двоих пилотов: курсанта и инструктора. Они сидели тандемом, причем инструктор сидел чуть выше, чтобы лучше контролировать действия подопечного и расширить обзорность из кабины. Оба пилота сидели в синхронизированных катапультных креслах, которые произвела сама компания Aero. Для доступа в кабину имелись ступеньки вмонтированные в фюзеляж.

СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.
СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.

В центроплане расположились два топливных бака: кольцеобразный и цилиндрический. Такое расположение помогало сохранить центровку, уменьшить длину трубопроводов, и эффективно распределять нагрузку по консолям крыла.

В качестве шасси на L-29 устанавливали шины низкого давления, которые позволяли приземляться почти на любые поверхности, то есть никаких подготовленных ВВП не требовалось. К качестве стрелкового вооружения устанавливался фотопулемёт, а под крылом можно было нести до 200 кг бомб для учебного бомбометания.

СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.
СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.

В проектной документации первый лётный образец получил наименование XL-29. Он был оснащён двигателем Bristol Siddeley Viper, который позже заменили на Motorlet M701 (выбран в качестве основного в 1960 году). Первый полёт самолёт совершил 5 апреля 1959 года. После этого Aero выпустили ещё 6 самолётов, чтобы сравнить их с другими конкурентами по классу: PZL TS-11 Iskra и Як-30.

Спустя несколько лет пробных и экспериментальных полётов Aero L-29 Delfin был рекомендован в качестве основного учебного самолёта для всех армий стран Варшавского договора. Его не закупила только Польша, которая предпочла свой отечественный PZL.

СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.
СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.

Среди самых известных модификаций L-29 стал: одноместный Aero L-29A, созданный специально для аэробатики и L-29R, который строился в качестве штурмовика. Обычная модификация Delfin начала нести своё боевое держурство в 1963 году. Уже тогда этот реактивный самолёт предзаказали в количестве 3600 штук, среди которых наибольшее внимание оказывал СССР. Однако основными и постоянными эксплуатантами этих самолётов стали Болгария, Чехословакия, ГДР, Венгрия и Румыния. Около 2000 самолётов отправили в СССР. Только уже потом остальная часть самолётов отправлялась на экспорт в Египет, Ирак, Сирию и Афганистан.

Вот такая славная история у самолёта из Чехословакии. А что вы расскажите про этот самолёт? Может вам довелось его увидеть? Напишите в комментарии.

СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.
СССР заказал 2000 самолётов Aero L-29 Delfin. История самолёта для ОВД.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости Московского транспорта. На этом всё, счастливых поездок.

#самолёты #транспорт #ссср #авиация #чехословакия #полёты #аэропорты