Найти тему
Volkswagen Driver

Volkswagen Group: увольнение Герберта Дисса как признак перемен?

22 июля 2022 года решением владельцев Volkswagen Group был смещен со своего поста Герберт Дисс, с 2018 года занимавший должность председателя правления концерна. Для многих это событие стало неожиданностью, но признаки того, что в верхах концерна назревает недовольство «первым лицом», отмечались уже несколько лет назад.

Считается, что к такому решению в конечном итоге привела низкая результативность подразделения CARIAD, которое в концерне занимается разработкой программного обеспечения. Но всё сложнее, есть и иные обстоятельства.

Агентство Bloomberg сообщает, что наблюдательный совет концерна обвинил Дисса в серьезных задержках разработки программного обеспечения, из-за чего откладывались запланированные запуски новых ключевых электромобилей премиум-класса Porsche (модель Macan EV), Audi (проект Artemis) и Bentley. Кроме того, проблемы с программным обеспечением отложили выход на рынок новых моделей Volkswagen линейки ID, а владельцам таких машин по-прежнему приходится для получения обновлений сдавать свои автомобили дилерам вместо того, чтобы устанавливать их по «по воздуху», как было обещано.

Хотя серьезные проблемы с тематикой CARIAD и стали, возможно, последней каплей, приведшей к слому карьеры Диссу, но они не были единственными. Жесткий «монетаристский» стиль руководства тогда еще генерального директора Volkswagen привел его к коммуникативной изоляции внутри компании, в частности, в результате неоднократных столкновений с профсоюзными лидерами. Еще недавно Дисс публично заявлял, что Volkswagen проигрывает в конкуренции электромобилям Tesla, а для успеха концерну требуется быстрое сворачивание работы с двигателями внутреннего сгорания, форсированный переход на электрическую тематику и сокращение свыше 30 тыс. рабочих мест (и это минимальная оценка). Естественно, одобрения работников и профсоюзов такая позиция встретить не могла. Припоминали Диссу и его чрезмерную публичную активность в социальных сетях.

Герберт Дисс излучает оптимизм
Герберт Дисс излучает оптимизм

В декабре 2021 года Дисс лишился ряда своих постов в концерне Volkswagen, на которых работал по совместительству, но остался председателем правления концерна в целом и руководителем направления CARIAD. Но именно продолжающиеся сбои в работе по тематике программного обеспечения автомобилей сделали позицию Дисса крайне неустойчивой к лету текущего года. Несмотря на то, что контракт с «первым лицом» концерна был продлен всего лишь год назад и должен был действовать до 2025 года, тучи сгустились, накопилась критическая масса недовольства результатами. «Спасшие» Дисса полгода назад влиятельные семьи Порше и Пиех, контролирующие Volkswagen Group, назначили операцию по его «свержению» на время рабочей поездки Дисса в США, – о таком изначальном замысле позднее сообщило агентство Bloomberg.

В конечном итоге, так и вышло. Высший комитет наблюдательного совета Volkswagen Group, состоящий из представителей семей Порше и Пиех, а также чиновников немецкой земли Нижняя Саксония и профсоюзных лидеров, определил, что время Герберта Дисса на оставшихся за ним постах истекло 20 июля. Дисс был проинформирован о принятом решении на следующий день около полудня, еще до завершения своего посещения единственного завода Volkswagen, расположенного в США, в городе Чаттануга. Если верить агентству Bloomberg, то в обмен на уход по-тихому председателю правления концерна были обещаны отступные в сумме свыше 30 млн евро. Диссу дали 24 часа на размышления и после совещаний с юристами, он принял предложение владельцев бизнеса. 22 июля Volkswagen Group обнародовала решение об увольнении топ-менеджера «по обоюдному согласию». Дальнейшая профессиональная судьба 63-летнего Герберта Дисса пока неизвестна.

«Дворцовый переворот», ставший следствием конфликта интересов и ряда неудач, состоялся. На сколько объективны его причины – сложно судить даже изнутри, не то что со стороны. Сможет ли новое руководство выправить положение дел – еще более сложный вопрос.

Бизнес не терпит управленческого вакуума, и семьи Порше и Пиех решили назначить на освободившееся место генерального директора марки Porsche 54-летнего Оливера Блюма (свою должность Блюм занимает с 2015 года). К работе в новом качестве он должен приступить 1 сентября, сохраняя при этом свою нынешнюю должность в марке Porsche. Блюм давно в обойме старших менеджеров Volkswagen Group. Считается, что он командный игрок и проницательный управленец, не являющийся сторонником прямолинейной и экспрессивной линии предшественника. Но сможет ли он достичь успеха как по направлению программного обеспечения в частности, так и в плане бизнеса концерна в целом в очень сложное для немецкой промышленности время? Вот вопрос.

Оливер Блюм
Оливер Блюм

В свою очередь, история Герберта Дисса в концерне Volkswagen, начавшаяся в 2015 году, завершилась. В основном она пришлась на пост-дизельгейтное время и прошла под знаменами борьбы за «экологичность» и стремительной переориентации концерна на электромобили. Очевидно, такой вектор развития был результатом коллегиальных решений, но Дисс был его мощным драйвером. Означает ли в этом случае уход Дисса также и снижение темпов «электификации» продукции автоконцерна – пока сложно судить. Нестабильное время требует гибких и быстрых решений.

И, скорее всего, кадровые перестановки в концерне, начавшиеся несколько лет назад, продолжатся. Если лихорадит производство, будет лихорадить и людей.

См. также:

18.02.2022: Глава Volkswagen Group Герберт Дисс отвечает на вопросы автолюбителей