Найти в Дзене
Путешествуй с пользой

С чего началось метро в Москве – какая станция была самой первой?

Оглавление

В последние годы в столице небывалый метростроительный бум. Не все могут уследить за открытием новых станций и переходов. Строишь маршрут в телефоне - и удивляешься: ого, сколько всего нового понаоткрывали. Но вначале всё было не так. К метро отнеслись с подозрением. Верующие считали, что вход в подземку подобен спуску в преисподнюю. Другое дело - трамваи! Привычно. Практично. Существовало даже трамвайное лобби. И первый подземный маршрут в Москве продублировал самый популярный маршрут трамвая.

Какая станция самая первая?

В 19 веке возникли первые идеи создания в Москве подземного транспорта. Только до проекта тогда дело не дошло. В то самое время уже катились по подземелью вагоны в Лондоне. Чуть позже загрохотали по подземным рельсам поезда в Нью-Йорке, Будапеште, Берлине и Париже. 20 век...а в Москве по-прежнему отбраковывают проекты по строительству метро. Лишь в начале 30-х годов прошлого века начали строить опытный участок в Сокольниках. В мае 1935 года первые пассажиры спустились под землю и смогли проехать от Сокольников до Парка Культуры. Зато проект первой станции московского метро - Сокольники - был удостоен Гран-при на Международной выставке в Париже.

Кольцевая линия - при чем здесь кофе Сталина?

Кольцевая пленяет тем, что у неё нет ни начала, ни конца. Мы едим по часовой стрелке, и станции объявляет мужской голос, против часовой - женский. Полчаса - вот время в пути по этому кругу. Тоннель 4 раза идет под Москвой-рекой. Но привычного нам кольца вовсе могло не быть. Иосиф Сталин, выслушав план развития метро без Кольцевой линии, неожиданно поставил кофейную чашку на схему, оставив на ней кофейное пятно, окружавшее центр Москвы - так гласит миф. Да-да, якобы поэтому кольцо обозначается коричневым цветом.

Метро
Метро

Что могло быть иначе?

Платформы могли быть не привычной для москвичей островной формы. Они могли быть боковые. Такие, как в Парижском метро. Или в Нью-Йорском. Доставлять пассажиров в подземку могли лифты. Но учитывая опыт англичан, решили строить эскалаторы, без которых нам теперь - никак. 94 см в секунду - с такой скоростью они движутся сейчас.

Метро могли уничтожить

Не только многое могло быть иначе - метро могло не быть. Осенью 1941 года Каганович приказал закрыть метрополитен. Не просто закрыть. Метро планировалось уничтожить. 16 октября 1941 - единственный день, когда оно не работало. Но приказ был отменён. Метро использовалось как бомбоубежище. В нём появилось на свет более 200 москвичей, а машинистами поездов нередко работали женщины. И даже в военные годы строительство метро не прекращалось.

В Англии - андеграунд, в Америке сабвэй, у нас - метрополитен, что в переводе с французского «столичный». И теперь метрополитен есть во многих крупных городах России. А началось всё с самой первой станции…Сокольники!