Найти тему
Auto People

Не судьба: почему провалился автомобильный проект Karma

Оглавление

Илон Маск и Генрик Фискер почти одновременно приступили к практической реализации прогрессивных идей. Сегодня электромобили Tesla занимают лидирующие позиции в рейтингах объемов продаж. Выпуск Fisker Karma с гибридной силовой установкой и выразительным дизайном завершен в 2013-м с общим итогом 2450 экземпляров. Что блокировало коммерческий успех более перспективного проекта? Может быть карма?

Ажиотаж на первом официальном представлении серийного Fisker Karma (2011 г.)
Ажиотаж на первом официальном представлении серийного Fisker Karma (2011 г.)

Красота с нюансами авторского права

Безупречность внешнего вида новинки не удивляет. Фискер создал дизайн Aston Martin DB9 и BMW Z8. Его ателье Fisker Coachbuild выпустило несколько собственных оригинальных моделей на базе BMW 6-Series и Mercedes SL. Талантливый датчанин по контракту разрабатывал внешний вид будущего бестселлера Tesla Model S. Однако до завершения этого соглашения – представил свой гибридный автомобиль.

Tesla Model S
Tesla Model S

Юристы Tesla безуспешно пытались оспорить действия ловкого дизайнера. В судебном иске упоминалось использование лучших идей для создания собственного проекта. Отсутствие убедительных доказательств завершилось проигрышем с выплатой Фискеру более 1,1 млн долларов компенсации. Однако выигрыш на отдельном этапе не смог изменить карму.

Концепт Aston Martin Rapide (2006) разработал Фискер
Концепт Aston Martin Rapide (2006) разработал Фискер

Грандиозные планы – скромная реализация

Оцените сами привлекательность для потенциальных покупателей в 2011 году следующих параметров:

  • увеличенный запас хода гибридной версии по сравнению с электромобилями;
  • минимальное потребление топлива – 2,4 л/ 100 км по паспорту;
  • отменная динамика при большой мощности силовой установки (403 л. с.);
  • бесплатное пополнение запаса энергии в АКБ с помощью солнечных панелей в крыше;
  • большой полезный объем при габаритных размерах 4996 х 1984 х 1330 (Длина х Ширина х Высота в мм).
Максимальная скорость Fisker Karma – 201 км/ч
Максимальная скорость Fisker Karma – 201 км/ч

Скромные скоростные показатели дополнены средней динамикой разгона до «сотни» – за 6,3 секунды. Запас хода с работающим бензиновым мотором в качестве генератора составил около 340 км при реальном потреблении топлива более 11 л/ 100 км. Дальность хода только с электромотором уменьшилась до 51 км с обещанных 80-ти. Скромные параметры обусловлены (частично) большой снаряженной массой – 2404 кг.

«Прогрессивная» солнечная батарея обеспечивает не более 0,5 кВт дополнительного запаса электроэнергии за день при существенном снижении жесткости кузова. Владельцы в ходе эксплуатации испытывали проблемы с протечками, появлением трещин.

Раздельные места второго ряда
Раздельные места второго ряда

Большие габариты, как выяснилось, не обеспечили увеличение полезного объема. По результатам стандартных измерений этот показатель салона получился менее 2831 литра, что соответствует субкомпактному классу легковушек. Объем багажника в официальных материалах не приведен. Исправим этот недостаток информации – всего 195 литров.

Как экология погубила «зеленый» автомобиль вместе с правительственными дотациями

Расшифруем абсурдность отмеченных в подзаголовке утверждений. Fisker Karma специально создавали с учетом требований модного экологичного тренда:

  • блестки в краске – стеклянные осколки от переработанных бутылок;
  • деревянные элементы в салоне – топляк и остатки деревьев после пожаров;
  • натуральная кожа – от единственного в мире поставщика, соблюдающего «пять прав животных» и минимальные выбросы углеводорода.

Выполнение последнего пункта сыграло свою роль в карме. Наводнение уничтожило очередную партию уникальной кожи, которую нечем было заменить для планового выпуска заказанных автомобилей.

Передняя часть салона
Передняя часть салона

Государственные дотации Фискер получил с опозданием (в отличие от Маска). В этот период правительство США ужесточило контроль и фактически вынудило досрочно начать производство с дополнительными убытками на расширение дорогими концептами модельного ряда.

Последний удар судьбы и туманные перспективы

Низкое качество и высокие цены Fisker Karma можно изучить отдельно для лучшего понимания финансовых и организационных проблем. Однако точку в истории бренда поставил тропический ураган, который уничтожил партию автомобилей в порту Ньюарка – все 338 экз.

Компанию Фискера выкупили китайцы. С 2019 года появляются сообщения о выпуске привлекательных новинок, но пока деятельность ограничивается мелкосерийным производством.

Karma Revero GTS (2020 г.) – гибрид с разгоном до «сотни» за 3,9 секунды
Karma Revero GTS (2020 г.) – гибрид с разгоном до «сотни» за 3,9 секунды

В текущее непростое для любых СМИ время единственное, что нас поддерживает ваша обратная связь, подписка на канал и рекомендация друзьям. Спасибо вам!

Авто
5,66 млн интересуются