Илон Маск и Генрик Фискер почти одновременно приступили к практической реализации прогрессивных идей. Сегодня электромобили Tesla занимают лидирующие позиции в рейтингах объемов продаж. Выпуск Fisker Karma с гибридной силовой установкой и выразительным дизайном завершен в 2013-м с общим итогом 2450 экземпляров. Что блокировало коммерческий успех более перспективного проекта? Может быть карма?
Красота с нюансами авторского права
Безупречность внешнего вида новинки не удивляет. Фискер создал дизайн Aston Martin DB9 и BMW Z8. Его ателье Fisker Coachbuild выпустило несколько собственных оригинальных моделей на базе BMW 6-Series и Mercedes SL. Талантливый датчанин по контракту разрабатывал внешний вид будущего бестселлера Tesla Model S. Однако до завершения этого соглашения – представил свой гибридный автомобиль.
Юристы Tesla безуспешно пытались оспорить действия ловкого дизайнера. В судебном иске упоминалось использование лучших идей для создания собственного проекта. Отсутствие убедительных доказательств завершилось проигрышем с выплатой Фискеру более 1,1 млн долларов компенсации. Однако выигрыш на отдельном этапе не смог изменить карму.
Грандиозные планы – скромная реализация
Оцените сами привлекательность для потенциальных покупателей в 2011 году следующих параметров:
- увеличенный запас хода гибридной версии по сравнению с электромобилями;
- минимальное потребление топлива – 2,4 л/ 100 км по паспорту;
- отменная динамика при большой мощности силовой установки (403 л. с.);
- бесплатное пополнение запаса энергии в АКБ с помощью солнечных панелей в крыше;
- большой полезный объем при габаритных размерах 4996 х 1984 х 1330 (Длина х Ширина х Высота в мм).
Скромные скоростные показатели дополнены средней динамикой разгона до «сотни» – за 6,3 секунды. Запас хода с работающим бензиновым мотором в качестве генератора составил около 340 км при реальном потреблении топлива более 11 л/ 100 км. Дальность хода только с электромотором уменьшилась до 51 км с обещанных 80-ти. Скромные параметры обусловлены (частично) большой снаряженной массой – 2404 кг.
«Прогрессивная» солнечная батарея обеспечивает не более 0,5 кВт дополнительного запаса электроэнергии за день при существенном снижении жесткости кузова. Владельцы в ходе эксплуатации испытывали проблемы с протечками, появлением трещин.
Большие габариты, как выяснилось, не обеспечили увеличение полезного объема. По результатам стандартных измерений этот показатель салона получился менее 2831 литра, что соответствует субкомпактному классу легковушек. Объем багажника в официальных материалах не приведен. Исправим этот недостаток информации – всего 195 литров.
Как экология погубила «зеленый» автомобиль вместе с правительственными дотациями
Расшифруем абсурдность отмеченных в подзаголовке утверждений. Fisker Karma специально создавали с учетом требований модного экологичного тренда:
- блестки в краске – стеклянные осколки от переработанных бутылок;
- деревянные элементы в салоне – топляк и остатки деревьев после пожаров;
- натуральная кожа – от единственного в мире поставщика, соблюдающего «пять прав животных» и минимальные выбросы углеводорода.
Выполнение последнего пункта сыграло свою роль в карме. Наводнение уничтожило очередную партию уникальной кожи, которую нечем было заменить для планового выпуска заказанных автомобилей.
Государственные дотации Фискер получил с опозданием (в отличие от Маска). В этот период правительство США ужесточило контроль и фактически вынудило досрочно начать производство с дополнительными убытками на расширение дорогими концептами модельного ряда.
Последний удар судьбы и туманные перспективы
Низкое качество и высокие цены Fisker Karma можно изучить отдельно для лучшего понимания финансовых и организационных проблем. Однако точку в истории бренда поставил тропический ураган, который уничтожил партию автомобилей в порту Ньюарка – все 338 экз.
Компанию Фискера выкупили китайцы. С 2019 года появляются сообщения о выпуске привлекательных новинок, но пока деятельность ограничивается мелкосерийным производством.
В текущее непростое для любых СМИ время единственное, что нас поддерживает ваша обратная связь, подписка на канал и рекомендация друзьям. Спасибо вам!