С 2014 года при расчете транспортного налога применяется повышающий коэффициент на легковые автомобили средней стоимостью от трех миллионов рублей и выше.
В общем случае, транспортный налог считается как произведение мощности двигателя (л.с) на ставку налога (руб. за 1 л.с.).
Для дорогостоящих автомобилей эта сумма увеличивается путем умножения на повышающий коэффициент в размере:
- 1,1 - на легковые автомобили средней стоимостью от трех до пяти миллионов включительно, с года выпуска которых прошло не более трех лет;
- 2 - на легковые автомобили средней стоимостью от пяти до десяти миллионов включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет;
- 3 - на легковые автомобили средней стоимостью от десяти до пятнадцати миллионов включительно, с года выпуска которых прошло не более десяти лет;
- 3 - на легковые автомобили средней стоимостью более пятнадцати миллионов, с года выпуска которых прошло не более двадцати лет.
Все просто. А теперь самое интересное.
Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России по разработанной им методике, согласно своим представлениям на стоимость автомобиля. Ни рыночная цена производителя, ни договорная цена по которой был приобретен автомобиль не имеют значения.
Средняя стоимость - это цена, рассчитанная Минпромторгом. По его методике и логике.
Перечень дорогостоящих легковых автомобилей ежегодно пересматривается. В него регулярно добавляются новые.
Каждый год, до 1 марта, список автомобилей, попавших в Перечень и подлежащих налогообложению с повышающим коэффициентом, размещается на сайте Минпромторга.
Таким образом, основанием для расчета налога с учетом повышающего коэффициента является включена или нет определенная марка (модель, версия) автомобиля в Перечень на определенный налоговый период (год).
Если реальная стоимость, за которую вы приобрели автомобиль, ниже стоимости этой же марки автомобиля, указанной в Перечне, вы будете платить налог с повышающим коэффициентом по Перечню.
Если реальная стоимость, за которую вы приобрели автомобиль, от трех миллионов и выше, но этой марки автомобиля нет в Перечне, вы будете платить налог в обычном порядке, без повышающего коэффициента.
Разъяснения по этому поводу приведены в Письме Минфина от 31.05.2019 № 03-05-06/04-33968.
Аналогично и по размеру повышающего коэффициента.
Если вы приобрели автомобиль за 5 млн. руб. и думаете, что будете применять коэффициент 1,1, как на легковые автомобили средней стоимостью от трех до пяти миллионов включительно. Не спешите - убедитесь, что Минпромторг оценил ваш автомобиль в эту же стоимость. А, например, не в 5,1 млн. руб. Тогда ваш автомобиль попадет не в первую, а во вторую группу дорогостоящих автомобилей - средней стоимостью от пяти до десяти миллионов включительно и к нему применят коэффициент 2.
Помимо стоимости автомобиля и факта включения его в Перечень, необходимо обратить внимание и на срок его эксплуатации с даты выпуска с конвейера, указанный в Перечне. Этот показатель так же влияет на необходимость применения повышающего коэффициента.
Интересны, в этой связи, разъяснения в Письмах ФНС от 29.02.2020 № БС-4-21/3389@ и Минпромторга от 18.02.2020 № ПТ-20-1225. О том, что если автомобиль выпущен не только позже, но и раньше указанного в Перечне срока, то налог рассчитывается в обычном порядке без повышающего коэффициента.
Это еще не всё.
Не смотря на ежегодное опубликование Перечня, в него могут в любой момент внести изменения.
Так в 2021 году, в уже опубликованный к марту Перечень, осенью этого же года добавили еще три модели Mercedes-Benz.
А в 2022 году отменили повышающие коэффициенты 1,1 и 2.
Это значит, что в 2022 году к роскоши отнесли только автомобили средней стоимостью свыше десяти и до пятнадцати миллионов включительно, с года выпуска которых прошло не более десяти лет и средней стоимостью более пятнадцати миллионов, с года выпуска которых прошло не более двадцати лет.
Вообщем, сколько прийдется заплатить, иногда можно узнать только по окончании отчетного года. И не факт, что каждый год сумма в квитанции будет одинаковой.
Часто бывает, что модель автомобиля в Перечне звучит несколько иначе, чем в данных ГИБДД (ПТС). Налоговая может ошибиться в отнесении вашего автомобиля к той или иной группе.
Стоит самостоятельно проверять данные в полученных налоговых квитанциях, сверяя их с Перечнем. И обращаться за разъяснениями, по конкретной модели, к специалистам, в том числе в Минпромторг.