Выражаю благодарность Глебу Осокину, Степану Ильичу Мазану, а также Виктору Ивановичу Валихову и Виктору Ивановичу Гудкову (Новосибирск) за предоставленные бесценные материалы.
Западно-Сибирское управление гражданской авиации начало эксплуатировать Л-410 в числе первых управлений в СССР. Конкретно, третьими в стране после Якутского управления и управления ГАЦиА. Решение о базировке этих машин в 116-м ло Новосибирского авиапредприятия было принято еще в 1977 году, и вскоре началось обучение летного и наземного персонала. Командиром НОАО в годы освоения и получения Л-410 был Игорь Вячеславович Цыбасов, Герой Социалистического труда.
Первые пилоты Л-410 НОАО проходили обучение в Москве и в Якутске, на предприятиях, на которых, как уже говорилось выше, ранее освоили этот новый тогда для Аэрофлота самолет. В Москве проходили обучение: С.А. Обухов, Ю.И. Лузин, Л.И. Маньков, О.В. Барашкин и др., всего одиннадцать человек.
В Якутске проходили обучение В.И. Гудков, А.А. Шевченко, П.П. Павский, Н.П. Обухов и др., всего восемь человек.
Приписные Л-410 модификации «М» стали поступать на предприятие в ноябре 1978 года. Первыми на предприятии были СССР-67280 и СССР-67281. Сначала на них осуществлялись тренировочные полеты вокруг аэропорта, с заходом на посадку. Первый технический рейс на Л-410М был выполнен в понедельник, 15 января 1979 года по сложному кольцевому областному маршруту: Новосибирск – Северное – Кыштовка – Барабинск – Здвинск – Довольное – Краснозерское – Новосибирск. Это позволило показать новый самолет в зимних условиях сразу в нескольких райцентрах Новосибирской области. В базовый аэропорт самолет вернулся уже в глубокой темноте. В составе экипажа этого рейса были: командир Солодов, пилот-инструктор Лузин, второй пилот Ягодко.
Через два дня, 17 января, похожим, но несколько сокращенным маршрутом на Л-410М в Новосибирск прибыли районные делегаты партийной конференции.
Через несколько дней (точная дата пока не установлена) в третьей декаде января 1979 года новосибирский экипаж в составе: командир корабля В.И. Гудков, второй пилот О.В. Барашкин выполнили первый пассажирский рейс З-2355/2356 по маршруту Новосибирск – Томск. Полет продолжался 55 минут. К концу 1979 года на трассе Новосибирск – Томск было уже два ежедневных рейса, обслуживаемых новыми самолетами типа Л-410.
15 апреля 1979 года открылся второй рейс, обслуживаемый Л-410, З-2363/2364 Новосибирск – Барабинск.
В апреле 1979 года начала эксплуатация Л-410М в 341-м летном отряде Барнаульского ОАО. В связи с этим из НОАО в БОАО передали Л-410 67280.
Примечание. Есть стойкое убеждение, что все барнаульские Л-410М двухсотой регистрации: 67282, 67283, 67286, 67294 и 67297 изначально поступили в Новосибирск, а спустя пару месяцев отданы в Барнаул. Документов про эти передачи пока никто не видел, все передачи внутри ЗСУ имеются в ГАНО в Новосибирске. Но, увы, аборигены в архиве почти не появляются, а мне в Новосиб лететь из своего города накладно. Поэтому, есть пока вот такая неразрешенная реестро-загадка.
Следующая большая партия самолетов Л-410 поступила на предприятие в 1982 году. Это были обновленные самолеты модификации «УВП» - укороченного взлета и посадки.
Интересно отметить, что все Л-410М поставлялись в подразделения ЗСУ ГА в классической окраске Аэрофлота: белый верх, серебристый низ с полосами голубого цвета вдоль бортов фюзеляжа по линии иллюминаторов. А все Л-410УВП, начиная с самолета 820736 (СССР-67095), приходили в Новосибирск с завода в Куновице в окраске для северных широт: с полосами красного цвета вдоль бортов фюзеляжа по линии иллюминаторов, на вертикальном оперении и на ОЧК, сверху и снизу, в районе нанесения государственного опознавательного знака воздушного судна.
В апреле 1981 года началась эксплуатация Л-410УВП в Омске, а в августе 1982 года началась эксплуатация Л-410УВП в Томске. Чуть позже НОАО передало в Томск машину 67319, в Омск 67320 и 67404, а в Барнаул – 67300.
На Л-410 отбирались лучшие командиры и вторые пилоты Ан-2. Командиров Ан-2 в восьмидесятых годах в Новосибирском авиапредприятии было более ста, конкурс был приличный, выбор у командного состава авиаэскадрильи имелся. Ребята были уже с опытом, но молодые. Плюс кто-то переходил с Ил-14. С Ил 14 пришли первые командиры, потом приходили только с Ан 2. Средний возраст летного состава эскадрильи был порядка 30 лет. С 1982 года начали приходить вторые пилоты с допуском на Л-410 из Сасовского училища ГА.
Все посадки по области на аэродромы с грунтовыми ВПП производились в светлое время суток. Но при этом допускались вылеты в вечернее время с этих аэродромов в Новосибирск. Прилет в областной центр происходил уже в темное время при работающем освещении.
Нечасто, раз или два в месяц на Л-410 приходилось летать по санитарным заданиям. При этом врачи отзывались о самолете положительно – быстро и без болтанки в сравнении с Ан-2.
Из отряда новосибирских Л-410 впоследствии вышло много известных пилотов. Среди них:
- Куличев Г.В., - в 1987 году возглавивший Толмачевский объединенный авиаотряд, а затем создавший на его базе авиакомпанию «Сибирь».
- Валов И.И. – инструктор, затем командир Кемеровского объединенного авиаотряда, а потом – заместитель министра гражданской авиации СССР.
- Демаков Н.А. - заместитель командира объединённого отряда по лётной работе, народный депутат СССР.
- Лазарев М.А., - командир отряда в авиакомпании S7.
- Обухов С.А пилот – инспектор ЗСУ ГА.
- Маньков Л.В. – пилот – инструктор учебного центра.
Справочные данные:
Список Л-410 всех модификаций, когда-либо работавших в Новосибирском ОАО с 1978 по 1991 гг:
67280, 67281, 67284, 67285, 67287, 67288, 67293, 67295, 67296, 67298, 67299, 67300, 67301, 67302, 67303, 67304, 67305, 67311, 67316, 67318, 67319, 67320, 67348, 67349, 67404, 67530.
Хронология открытия рейсов НОАО на Л-410 из аэропорта Новосибирск:
Баган через Краснозерское 1983 –
Барабинск 1979 – 1982, 1984
Битки 1983
Довольное 1983 – 1985, 1987 -
Здвинск 1983, 1985 -
Каргасок через Колпашево 1984
Каргасок 1987
Карасук через Краснозерское 1983 – 1987, 1989 -
Кемерово 1987
Колпашево 1983 – 1984, 1986
Краснозерское через Довольное 1982
Краснозерское 1985 – 1986, 1988 -
Купино 1979 – 1981, 1983 – 1985
Купино через Барабинск 1980 –
Кыштовка 1988 -
Кыштовка через Барабинск 1988 -
Омск через Барабинск 1983
Парабель 1984, 1988
Рубцовск через Барнаул 1979 – 1980
Северное 1980 – 1981, 1987 -
Славгород через Краснозерское 1982 - 1984
Томск 1979 - 1982
Спасибо за внимание!
#Л-410 #l-410 #новосибирск #зсуга #аэрофлот