Найти тему
История транспорта

История эксплуатации Л-410 в Новосибирске

Выражаю благодарность Глебу Осокину, Степану Ильичу Мазану, а также Виктору Ивановичу Валихову и Виктору Ивановичу Гудкову (Новосибирск) за предоставленные бесценные материалы.

Западно-Сибирское управление гражданской авиации начало эксплуатировать Л-410 в числе первых управлений в СССР. Конкретно, третьими в стране после Якутского управления и управления ГАЦиА. Решение о базировке этих машин в 116-м ло Новосибирского авиапредприятия было принято еще в 1977 году, и вскоре началось обучение летного и наземного персонала. Командиром НОАО в годы освоения и получения Л-410 был Игорь Вячеславович Цыбасов, Герой Социалистического труда.

Первые пилоты Л-410 НОАО проходили обучение в Москве и в Якутске, на предприятиях, на которых, как уже говорилось выше, ранее освоили этот новый тогда для Аэрофлота самолет. В Москве проходили обучение: С.А. Обухов, Ю.И. Лузин, Л.И. Маньков, О.В. Барашкин и др., всего одиннадцать человек.

В Якутске проходили обучение В.И. Гудков, А.А. Шевченко, П.П. Павский, Н.П. Обухов и др., всего восемь человек.

Приписные Л-410 модификации «М» стали поступать на предприятие в ноябре 1978 года. Первыми на предприятии были СССР-67280 и СССР-67281. Сначала на них осуществлялись тренировочные полеты вокруг аэропорта, с заходом на посадку. Первый технический рейс на Л-410М был выполнен в понедельник, 15 января 1979 года по сложному кольцевому областному маршруту: Новосибирск – Северное – Кыштовка – Барабинск – Здвинск – Довольное – Краснозерское – Новосибирск. Это позволило показать новый самолет в зимних условиях сразу в нескольких райцентрах Новосибирской области. В базовый аэропорт самолет вернулся уже в глубокой темноте. В составе экипажа этого рейса были: командир Солодов, пилот-инструктор Лузин, второй пилот Ягодко.

Л-410М СССР-67280 на перроне аэропорта Новосибирск. Фрагмент статьи из газеты «Советская Сибирь» от 17 января 1979 г.
Л-410М СССР-67280 на перроне аэропорта Новосибирск. Фрагмент статьи из газеты «Советская Сибирь» от 17 января 1979 г.

Через два дня, 17 января, похожим, но несколько сокращенным маршрутом на Л-410М в Новосибирск прибыли районные делегаты партийной конференции.

Л-410М СССР-67284 и 67285, аэропорт. Источник фото – группа в социальной сети «Одноклассники», посвященная Новосибирскому авиапредприятию.
Л-410М СССР-67284 и 67285, аэропорт. Источник фото – группа в социальной сети «Одноклассники», посвященная Новосибирскому авиапредприятию.

Через несколько дней (точная дата пока не установлена) в третьей декаде января 1979 года новосибирский экипаж в составе: командир корабля В.И. Гудков, второй пилот О.В. Барашкин выполнили первый пассажирский рейс З-2355/2356 по маршруту Новосибирск – Томск. Полет продолжался 55 минут. К концу 1979 года на трассе Новосибирск – Томск было уже два ежедневных рейса, обслуживаемых новыми самолетами типа Л-410.

15 апреля 1979 года открылся второй рейс, обслуживаемый Л-410, З-2363/2364 Новосибирск – Барабинск.

Статья в газете «Советская Сибирь» от 26 апреля 1979 г. Из коллекции Г. Осокина.
Статья в газете «Советская Сибирь» от 26 апреля 1979 г. Из коллекции Г. Осокина.

В апреле 1979 года начала эксплуатация Л-410М в 341-м летном отряде Барнаульского ОАО. В связи с этим из НОАО в БОАО передали Л-410 67280.

Примечание. Есть стойкое убеждение, что все барнаульские Л-410М двухсотой регистрации: 67282, 67283, 67286, 67294 и 67297 изначально поступили в Новосибирск, а спустя пару месяцев отданы в Барнаул. Документов про эти передачи пока никто не видел, все передачи внутри ЗСУ имеются в ГАНО в Новосибирске. Но, увы, аборигены в архиве почти не появляются, а мне в Новосиб лететь из своего города накладно. Поэтому, есть пока вот такая неразрешенная реестро-загадка.

Л-410М СССР-67285, аэропорт Новосибирск, 1982 год. Источник указан на фото.
Л-410М СССР-67285, аэропорт Новосибирск, 1982 год. Источник указан на фото.

Следующая большая партия самолетов Л-410 поступила на предприятие в 1982 году. Это были обновленные самолеты модификации «УВП» - укороченного взлета и посадки.

Интересно отметить, что все Л-410М поставлялись в подразделения ЗСУ ГА в классической окраске Аэрофлота: белый верх, серебристый низ с полосами голубого цвета вдоль бортов фюзеляжа по линии иллюминаторов. А все Л-410УВП, начиная с самолета 820736 (СССР-67095), приходили в Новосибирск с завода в Куновице в окраске для северных широт: с полосами красного цвета вдоль бортов фюзеляжа по линии иллюминаторов, на вертикальном оперении и на ОЧК, сверху и снизу, в районе нанесения государственного опознавательного знака воздушного судна.

Л-410УВП СССР-67304, аэропорт Новосибирск, 1982 год.
Л-410УВП СССР-67304, аэропорт Новосибирск, 1982 год.
Л-410УВП СССР-67305, аэропорт Новосибирск, 1982 год.
Л-410УВП СССР-67305, аэропорт Новосибирск, 1982 год.

В апреле 1981 года началась эксплуатация Л-410УВП в Омске, а в августе 1982 года началась эксплуатация Л-410УВП в Томске. Чуть позже НОАО передало в Томск машину 67319, в Омск 67320 и 67404, а в Барнаул – 67300.

На Л-410 отбирались лучшие командиры и вторые пилоты Ан-2. Командиров Ан-2 в восьмидесятых годах в Новосибирском авиапредприятии было более ста, конкурс был приличный, выбор у командного состава авиаэскадрильи имелся. Ребята были уже с опытом, но молодые. Плюс кто-то переходил с Ил-14. С Ил 14 пришли первые командиры, потом приходили только с Ан 2. Средний возраст летного состава эскадрильи был порядка 30 лет. С 1982 года начали приходить вторые пилоты с допуском на Л-410 из Сасовского училища ГА.

Все посадки по области на аэродромы с грунтовыми ВПП производились в светлое время суток. Но при этом допускались вылеты в вечернее время с этих аэродромов в Новосибирск. Прилет в областной центр происходил уже в темное время при работающем освещении.

Нечасто, раз или два в месяц на Л-410 приходилось летать по санитарным заданиям. При этом врачи отзывались о самолете положительно – быстро и без болтанки в сравнении с Ан-2.

Из отряда новосибирских Л-410 впоследствии вышло много известных пилотов. Среди них:

- Куличев Г.В., - в 1987 году возглавивший Толмачевский объединенный авиаотряд, а затем создавший на его базе авиакомпанию «Сибирь».

- Валов И.И. – инструктор, затем командир Кемеровского объединенного авиаотряда, а потом – заместитель министра гражданской авиации СССР.

- Демаков Н.А. - заместитель командира объединённого отряда по лётной работе, народный депутат СССР.

- Лазарев М.А., - командир отряда в авиакомпании S7.

- Обухов С.А пилот – инспектор ЗСУ ГА.

- Маньков Л.В. – пилот – инструктор учебного центра.

Л-410УВП СССР-67319, аэропорт Новосибирск, середина 80-х годов. Источник указан на фото.
Л-410УВП СССР-67319, аэропорт Новосибирск, середина 80-х годов. Источник указан на фото.
Л-410УВП СССР-67349, аэропорт Новосибирск, середина 80-х годов. Источник указан на фото.
Л-410УВП СССР-67349, аэропорт Новосибирск, середина 80-х годов. Источник указан на фото.

Справочные данные:

Список Л-410 всех модификаций, когда-либо работавших в Новосибирском ОАО с 1978 по 1991 гг:

67280, 67281, 67284, 67285, 67287, 67288, 67293, 67295, 67296, 67298, 67299, 67300, 67301, 67302, 67303, 67304, 67305, 67311, 67316, 67318, 67319, 67320, 67348, 67349, 67404, 67530.

Хронология открытия рейсов НОАО на Л-410 из аэропорта Новосибирск:

Баган через Краснозерское 1983 –

Барабинск 1979 – 1982, 1984

Битки 1983

Довольное 1983 – 1985, 1987 -

Здвинск 1983, 1985 -

Каргасок через Колпашево 1984

Каргасок 1987

Карасук через Краснозерское 1983 – 1987, 1989 -

Кемерово 1987

Колпашево 1983 – 1984, 1986

Краснозерское через Довольное 1982

Краснозерское 1985 – 1986, 1988 -

Купино 1979 – 1981, 1983 – 1985

Купино через Барабинск 1980 –

Кыштовка 1988 -

Кыштовка через Барабинск 1988 -

Омск через Барабинск 1983

Парабель 1984, 1988

Рубцовск через Барнаул 1979 – 1980

Северное 1980 – 1981, 1987 -

Славгород через Краснозерское 1982 - 1984

Томск 1979 - 1982

Спасибо за внимание!

#Л-410 #l-410 #новосибирск #зсуга #аэрофлот