Легкие мотоциклы в СССР пользовались большой популярностью и нередко бывали единственным личным транспортом у советских граждан. Неудивительно, что их производство было развернуто сразу на нескольких заводах, один из которых располагался в Минске.
В начале 60х гг. основной моделью Минского мотоциклетно-велосипедного завода был Минск-М103.
Выпускался этот мотоцикл всего два года – с 1962 по 1964 г. Он стал логичным продолжением модели Минск-М1М. Внешние изменения были незначительными: в новом мотоцикле все еще были заметны корни от немецкого DKW-RT125, на основе которого создавались многие послевоенные модели мототранспорта.
Тем не менее, новая модель впитала в себя небольшие изменения: так, рама стала более жесткой, передняя вилка более устойчивой, а спицы колес стали одинаковой длины.
Немного изменился и мотор: он получил новый воздушный фильтр, что улучшило очистку воздуха для охлаждения двигателя.
Сам же по себе мотор оставался скромным: он развивал 5 л. с. при объеме 123 куб. см, кроме того, у него не было бензонасоса, так что длительные подъемы давались мотоциклу тяжело.
Практически не изменилось и место мотоциклиста: в его распоряжении оставался один прибор, ножной переключатель 4-ступенчатой коробки передач и классический ножной стартер, которым заводились почти все мотоциклы СССР.
Важная деталь: Минск-М103 рассчитывался на одного человека, но мог перевозить двоих или 150 кг груза.
Для перевозки пассажира предназначалось дополнительное сидение и подножки, которые не входили в базовую комплектацию.
Минск-М103 продержался на конвейере недолго, но сумел нашим согражданам, помогая перемещаться на небольшие расстояния и перевозить при этом минимум вещей.
Но этот же мотоцикл отправлялся в клубы ДОСААФ, и по некоторым данным, он стал одним из самых массовых моделей, на которых вели подготовку мотоциклистов. Насколько это правда, судить сложно.
Одно точно: в 1964 г. вышла в свет следующая модель Минск-М104, которая быстро вытеснила 103го с конвейера. Последний долгое время оседал в глубинке, пока и там не выработал свой ресурс.
Сегодня в живых осталось немного таких мотоциклов, и большинство из них содержится в музеях, среди которых главенствующую позицию занимает Музейный комплекс УГМК в Верхней Пышме.
Минск-М103 – простой советский мотоцикл, который, возможно, выглядел устаревшим, но сумел получить новые технические решения, которые перекочевали и на другие модели легкого мототранспорта.
Они помогли 103му стать нужным на своей Родине и закрепить о себе память, которую теперь сохраняют в музеях по всей стране.