29 октября 1969 года в 22:30 по тихоокеанскому времени студент Чарли Клайн из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе набрал на телетайпе "LOGIN" и отправил первое сообщение по сети ARPANET. Дошло только "LO" — система зависла. Но история интернета началась именно с этого момента. ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network) родилась из страхов холодной войны. После запуска советского спутника в 1957 году Пентагон понял: США отстают в технологической гонке. Агентство передовых исследовательских проектов (ARPA) получило задачу создать децентрализованную сеть связи, которая выдержит ядерный удар. Ключевая идея принадлежала Полу Барану из корпорации RAND. Он предложил пакетную коммутацию — революционный принцип передачи данных. Вместо единого канала связи информация разбивается на пакеты, которые путешествуют по сети независимо и собираются в пункте назначения. Если один узел уничтожен, пакеты найдут обходной путь. Первая сеть соединила четыре узла: UCLA, Стэнфорд, Университет Юты и Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. Компьютеры-гиганты размером с холодильник обменивались данными со скоростью 50 кбит/с — в 20 000 раз медленнее современного оптоволокна. Технические решения ARPANET опережали время. Протокол NCP (Network Control Protocol) стал предшественником TCP/IP. Концепция хостов и интерфейсных процессоров заложила основы современной архитектуры сетей. Даже знак @ в email-адресах появился благодаря Рэю Томлинсону, отправившему первое электронное письмо по ARPANET в 1971 году. К 1973 году сеть связала 35 узлов. Исследователи обнаружили неожиданное: вместо обмена вычислительными ресурсами люди массово используют электронную почту. Общение оказалось важнее расчетов. Парадокс истории: военный проект создал основу для свободного обмена информацией. ARPANET эволюционировала в гражданский интернет, который сегодня объединяет 5 миллиардов человек. Децентрализованная архитектура, заложенная для выживания в ядерной войне, обеспечила устойчивость глобальной сети. Те четыре узла 1969 года стали фундаментом цифровой цивилизации. Сегодня каждую секунду по интернету передается информация, эквивалентная содержимому 20 миллионов книг. И все началось с двух символов: "LO".
Представьте себе: у вас есть автомобиль, который расходует в полтора раза меньше топлива, чем любой другой. Звучит как мечта, правда? Но есть одна проблема - он взрывается при малейшей искре, стоит как самолет, а заправляться может только в одном месте на всю страну. Примерно так обстоят дела с водородными ракетными двигателями. Водородные двигатели действительно впечатляют. У них удельный импульс на 50% выше, чем у керосиновых собратьев. Это означает, что из каждого килограмма топлива они выжимают гораздо больше тяги...
Представьте: каждый день миллионы людей дергали за цепочку, и с высоты человеческого роста на них обрушивался настоящий водопад. Причем делали это с таким энтузиазмом, будто участвовали в каком-то ритуале. Нет, это не описание древнего обряда — это обычные советские туалеты с их знаменитыми чугунными бачками под потолком. А вы помните этот характерный грохот? Как будто кто-то сбрасывал ведро камней с третьего этажа. И эта длинная цепочка, которая вечно где-то терялась или обрывалась в самый неподходящий момент...
Знаете, что объединяет современную музыку и землетрясение силой 4 балла? И то, и другое создает вибрации частотой около 20 герц. Только вот ощутить эти вибрации дома стало возможно лишь в 1964 году, когда один изобретатель из Калифорнии получил патент на устройство под названием «The Octavium». До этого момента человечество слушало музыку без той самой дрожи в груди, которая сегодня кажется неотъемлемой частью звука. А почему так получилось? Неужели раньше люди не любили глубокий бас? Можно было бы подумать, что дело в отсутствии спроса на мощный бас, но нет...
Представьте: вы вскрываете старый советский транзистор и видите внутри белый порошок. Первая мысль — «Наркотики?» Вторая — «Какая-то химия для очистки?» А может, это просто заводской брак? Оказывается, этот загадочный белый порошок прятался в каждом втором советском транзисторе более полувека назад, и его назначение было совершенно неожиданным. Если вы когда-нибудь разбирали старую советскую аппаратуру, то наверняка замечали эти характерные металлические «бочонки» с тремя ножками. Транзисторы серий П213-П217, ГТ402, П214 и десятки других...
Представьте: советский транзистор П213Б, который двадцать лет назад валялся в каждом ящике с радиодеталями, сегодня стоит двести рублей за штуку. Двести! За кусочек германия размером с ноготь мизинца. И это не предел — некоторые редкие модели уходят за тысячи. А почему вообще люди готовы платить такие деньги за технологию шестидесятилетней давности? Ведь современные кремниевые транзисторы работают быстрее, надежнее и стоят копейки. Что же такого особенного в этих германиевых "старичках"? Можно было бы подумать, что дело просто в ностальгии или коллекционировании, но нет...
Помните ощущение, когда на пустой трассе вдавливаешь педаль газа в пол, а тебя буквально вжимает в кресло? А теперь представьте, что это чувство можно испытать на высоте 12 километров со скоростью 1,6 Маха. И нет, речь не о военных истребителях. Китайская компания Comac замахнулась на то, что десятилетиями считалось невозможным – создание сверхзвукового пассажирского самолёта, который не просто повторит судьбу легендарного Конкорда, но и оставит его далеко позади. «Ну выкатили ещё один прототип, подумаешь...
Представьте себе: гигантский цех завода в Северодвинске, лязг металла, приглушенные разговоры рабочих, и вот — многотонная махина атомного подводного крейсера медленно выдвигается на свежий воздух. В этот момент даже бывалые корабелы замирают в каком-то священном трепете. А как иначе? На воду спускается не просто субмарина, а настоящий подводный исполин, способный в считанные минуты превратить в пепел целый мегаполис. Недавно президент России лично приехал в Северодвинск, чтобы принять участие в...
Вчера звонит мне приятель из авиационной отрасли: «Ты слышал? Нашего птенца подняли на отечественных моторах!» Признаюсь, сначала не поверил. Сколько разговоров было про импортозамещение, сколько скепсиса... А тут — свершилось! Спешу поделиться с вами, друзья мои, настоящим прорывом в нашем авиапроме. В марте этого года произошло событие, которое многие считали несбыточной мечтой — SJ-100 впервые поднялся в небо с российскими двигателями ПД-8. Сорок минут полёта, скорость 500 км/ч, высота 3000 метров...
Апрельским утром над Иркутском стоял привычный гул станков. Внутри огромных цехов авиазавода на разных стадиях сборки замерли корпуса самолётов. Рабочие, словно муравьи вокруг гигантской стрекозы, копошились возле одного из них. Тут создаётся то, что в перспективе может стать настоящим прорывом для отечественной авиации — первые три прототипа модернизированного учебно-боевого Як-130М. Вы когда-нибудь задумывались, как рождаются самолёты? Нет, не просто как их собирают из деталей — а как принимаются...
Вы когда-нибудь прикидывали, сколько книжек можно прочитать по дороге из Москвы в Питер? А сколько сериалов пересмотреть? Уже скоро эти расчёты придётся пересматривать. Время в пути между двумя столицами сократится до немыслимых ранее значений. Почему? Да потому что на российские рельсы встанет настоящий летающий поезд — «Белый кречет». И нет, это не фантастика. Это реальный проект, который уже воплощается в металле. Сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют немецкие «Сапсаны». Хорошие поезда, что скрывать...