Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Без передних тормозов и задней передачи: легенда Красной Армии ГАЗ-ММ-В в идеальном состоянии

В середине июля на Нижегородской ярмарке прошла очень любопытная (особенно для Нижнего Новгорода) выставка Gorky Classic.

Обычно всё ограничивается лишь тематическим пробегом (он был и в этом году), а вот целый павильон с идеально восстановленными довоенными автомобилями — это нечто новенькое!

Я уже показывал вам полный обзор всех экспонатов выставки в отдельном видеоролике:

А теперь предлагаю поговорить про самые интересные автомобили подробнее.

Про ГАЗ-АА я рассказывать не буду, тем более недавно я публиковал статью про 7 малоизвестных фактов об этом грузовике.

А вот про стоящий рядом ГАЗ-ММ военного времени хочу всё же поговорить.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Именно грузовики ГАЗ-АА (тогда назывались НАЗ-АА, так как город был не Горьким, а Нижним Новгородом) стали первенцами завода.

Первые экземпляры собрали из американских деталей, но уже с 1933 года с завода начали сходить автомобили, построенные из отечественных комплектующих.

В 1938 году ГАЗ-АА получил более мощный 50-сильный двигатель от ГАЗ-М1, усиленную подвеску, новое рулевое управление и карданный вал.

Довоенные ГАЗ-ММ внешне не отличались от ГАЗ-АА, о чём часто забывают при определении модели грузовика.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

С началом Великой Отечественной войны именно ГАЗ-ММ были основными грузовиками Красной Армии.

В самый разгар войны страна стала испытывать дефицит железа, поэтому конструкторам ГАЗа было в срочном порядке поручена задача подготовить вариант грузовика, на производство которого требовалось бы меньше дефицитных материалов.

Так появился ГАЗ-ММ-В — упрощенный вариант ГАЗ-ММ, выпускавшийся в военное и послевоенное время.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Различают два варианта кабин ГАЗ-ММ-В — автомобиль 1942-43 годов с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей, и автомобили выпущенные после 1943 года с деревянной облицовкой и дверями.

На выставке представлен ранний образец 1942 года. Обратите внимание на один интересный момент, о котором я не догадывался.

Я говорю про то, что дверные проёмы закрывались клапанами, состоящими из двух половинок. Причём верхние половинки (на месте окон) не имели прозрачных секций.

Фактически, обзора по бокам не было, но он и не особо нужен во время движения в колонне по полевым дорогам.

Ещё одним отличием упрощённого военного варианта ГАЗ-ММ-В были передние крылья, изготовленные путём гибки из низкосортного (кровельного) железа. Они продолжались деревянными подножками.

Кроме этого, ММ-В лишили правой передней фары, переднего бампера и даже никелированной эмблемы на радиаторе.

Всё это сильно изменило внешний вид грузовика, как вы понимаете, не в лучшую сторону.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

С другой стороны, военные Dodge, Bedford и Studebaker тоже выпускались с упрощенным оперением.

Так что для военного времени эта практика нормальная и очень даже правильная. Ведь чем больше металла удастся сэкономить, тем больше грузовиков можно построить.

Кроме внешних изменений, ГАЗ-ММ-В имел и ряд технических отличий.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Например, кузов. У него теперь откидывался только задний борт. Отказ от откидных боковых бортов позволил не только упростить конструкцию, но и опять же снизить металлоёмкость.

Вы также не обнаружите у ГАЗ-ММ-В передних тормозов. Вообще. Тормозить приходилось лишь задними тормозами.

Не было отопителя (да, солдатикам приходилось несладко), глушителя, а на большей части машины не было даже задней передачи.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Последний факт, конечно, не могу подтвердить. Я встретил упоминание об этом на табличке рядом с грузовиком.

В теории, это, конечно, возможно, но как разворачиваться-то?

У ГАЗ-ММ-В (и у ГАЗ-АА) была очень тесная кабина. Как туда помещался водитель в ватнике и валенках, да ещё и пассажир — не понятно.

Впрочем, наши деды и прадеды зачастую были поджарыми и не имели пузиков, как у нынешнего поколения. Так что должны были без особых проблем помещаться внутри.

У ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было бензонасоса. Топливо поступало в двигатель самотёком.

Но вот бензобак располагался прямо над коленями водителя, поэтому водители часто боялись находиться внутри автомобиля, когда видели вражеские самолёты.

Бывали ситуации, когда шальная пуля могла попасть в топливный бак и вызвать возгорание.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Всего за время войны завод выпустил 157 000 грузовых автомобилей и автобусов на шасси ГАЗ-ММ.

Экземпляр, который привезли на выставку, был тщательно отреставрирован коллективом мастерской Евгения Шаманского в Королёве, Московской области.

Зная работы Шаманского, восстановлен он был с очень тщательным отношением к деталям.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Авто
5,66 млн интересуются