Найти тему
86,8K подписчиков

Когда удалять листья у высокорослых томатов

2,7K прочитали

В комментариях мне несколько раз поступали вопросы об удалении листьев на высокорослых томатах, когда я это делаю и в каком количестве. Я отвечала, что удаляю только поврежденные листья или мешающие поливу и проветриванию. Но у многих блогеров популярен совет удалять нижние листья без разбора и не важно, здоровый он или нет.

Такой совет я считаю странным, поскольку у растений, у томатов в том числе, нет ничего лишнего, ни листьев, ни корней, ни чего-либо другого. Если лист здоровый, зеленый, без пятен, он является полноценным участником фотосинтеза, а значит принимает участие в образовании питания для всего растения. Удалив такой лист, мы сокращаем источник синтеза этого питания.

Особенно важно сохранять листья у и без того малооблиственных сортов. Например, вот этот томат Розовая места. Его листва нетривиальной формы, сами листья немного куцие, смотрят вниз и их немного. А томат достаточно крупный, для налива плодов ему нужно много питания. И если я раньше срока удалю пару "ненужных" нижних листочков, даже дождавшись завязывания всей первой кисти, то получу в лучшем случае только один более-менее крупный плод во всей кисти.

В комментариях мне несколько раз поступали вопросы об удалении листьев на высокорослых томатах, когда я это делаю и в каком количестве.

Томат Микадо с похожей листвой, тоже крупный и тоже, мягко говоря, не нуждается в стрижке.

В комментариях мне несколько раз поступали вопросы об удалении листьев на высокорослых томатах, когда я это делаю и в каком количестве.-2

Поэтому удаляю нижние листья без особой причины, если они не лежат на земле или желтеют, только по мере покраснения плодов. В этом случае можно томат и подстричь, удалив листья, расположенные ниже плодовой кисти.

В комментариях мне несколько раз поступали вопросы об удалении листьев на высокорослых томатах, когда я это делаю и в каком количестве.-3

Многие аргументируют обрезку профилактикой фитофторы. Якобы болезнетворная биота поражает растение через касающиеся земли листья. Повторюсь, друзья, листья, лежащие на грядке я тоже удаляю, причем часто не полностью, а только непосредственно соприкасающуюся с почвой часть.

А вообще, гораздо эффективнее замульчировать грядку с томатами, чтобы сократить контакт надземной части томата с почвой. Плюсы мульчирования, кстати, на этом не заканчиваются. Если вы впервые на моем канале, рекомендую посмотреть видео о пользе мульчирования свежескошенной травой.

В комментариях мне несколько раз поступали вопросы об удалении листьев на высокорослых томатах, когда я это делаю и в каком количестве.-4

И еще один вопрос, который возникает у комментаторов, глядя на фото моих грядок, - оставляю ли я срезанные пасынки и листья прямо на грядке? Да, друзья, оставляю, если они без признаков каких-то поражений, здоровые и зеленые. Потом эти листья укроются новым слоем мульчи и также будут переработаны почвенными обитателями.

Благодарю вас за внимание и лайки!

Желаю крепкого здоровья и богатых урожаев!