Найти тему

Символизм двух гор в Св. Писании. Гевал и Гаризим

Оглавление

.

.

Образ двух вселенских «пророческих» гор, как и все самые знаменательные библейские символы, проходит единой линией буквально через все Св. Писание. И хотя самыми известными и самыми обсуждаемыми в этом контексте являются горы Синай и Сион (напр., Гал.4:22-26), — в священных текстах упоминаются и другие горы, в единстве и противопоставлении которых открываются самые существенные новозаветные смыслы.

Так, когда после сорокалетнего странствия по пустыне народ Израиля перешел реку Иордан и вошел в землю обетованную, — Иисус Навин по завещанию Моисея поставил на горе Гевал, напротив горы Гаризим, жертвенник из «нетесаных камней». А после того, как на этом жертвеннике были принесены всесожжения и мирные жертвы, прочитал народу и пришельцам, стоящим в долине и на склонах гор Гевал и Гаризим, те благословения и проклятия, которые сопровождали заповеди закона Моисея (Ис.Нав.8:30-35, в продолжение Втор.11:29-30, Втор.27:11-13).

При этом с южной горы Гаризим от лица шести колен Израиля возвещались благословения закона, — а с северной горы Гевал, где был устроен жертвенник всесожжения, от других шести колен звучали проклятия беззаконию:

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня... Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим, а проклятие на горе Гевал (Втор.11:26-29)

Тогда Иисус устроил жертвенник Господу Богу Израилеву на горе Гевал, как заповедал Моисей, раб Господень, сынам Израилевым, о чем написано в книге закона Моисеева, - жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа; и принесли на нем всесожжение Господу и совершили жертвы мирные. И написал [Иисус] там на камнях список с закона Моисеева... Весь Израиль, старейшины его и надзиратели [его] и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега против священников [и] левитов, носящих ковчег завета Господня, как пришельцы, так и природные жители, одна половина их у горы Гаризим, а другая половина у горы Гевал... (Ис.Нав.8:30-33)

(Сравн. – «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему…», Втор.30:19-20)

.

А Евангелие от Иоанна продолжает линию образов, связанных с горами Гевал и Гаризим, уже в новозаветном смысле: некоторые существенные подробности разговора, состоявшегося между Спасителем и женщиной-самарянкой (Ин.4:4-10 и далее), обусловлены тем, что согласно самарянскому Пятикнижию (в отличие от «канонического» Пятикнижия иудеев) жертвенник Иисуса Навина находился не на горе Гевал, а на горе Гаризим. И поскольку именно гора Гаризим являлась (и ныне является) местом поклонения и жертвоприношений для последователей самарянского культа, — в беседе у колодца, устроенного у подножия этой горы еще патриархом Иаковом (Ин.4:6,12), самарянка противопоставляет гору Гаризим городу Иерусалиму (сравн. – «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме», Ин.4:20).

Однако Господь не опровергает самарянские заблуждения, но возвещает, что отныне истинность поклонения определяется не местом, где оно осуществляется, а своим внутренним содержанием. Поэтому даже если поклонение происходит в самом «правильном» месте, оно не будет истинным, пока не обретет новое и совершенное качество:

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе (Ин.4:21-23)

.

При этом нет сомнений, что кроме буквального свидетельства о самых существенных новозаветных истинах ап. Иоанн видит за всем происходящим и образно-знаменательные смыслы. То есть описывает этот эпизод (отсутствующий в трех синоптических Евангелиях) в том числе и для того, чтобы отметить связь между «беседой у колодца» и библейским образом двух особых гор, — и подчеркнуть, что ветхозаветные благословения, которые при выходе народа из Египта возвещались Израилю и пришельцам с горы Гаризим (где среди шести колен стояло и «царственное» колено Иуды, и священническое колено Левия, Втор.27:12), возросли в Иисусе Христе до Благовестия всем народам земли (сравн. – Откр.5:5).

(К слову, одним из иносказательных образов «гаризимских» благословений являются «шесть каменных водоносов», которые «участвовали» в чуде превращения воды в вино в Кане Галилейской, Ин.2:1-10)

Более того, поскольку с Новым Заветом для уверовавшего человечества открылся небесный источник живой воды, — буквальный колодец, устроенный патриархом Иаковом при горе Гаризим, обретает черты чудесного Божественного Источника, сравн.:

…кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин.4:14)

…Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод (Откр.7:17)

.

Таким образом, смыслы и свидетельства, связанные с горой Гевал и горой Гаризим, не ограничиваются коротким историческим эпизодом времен исхода Израиля из Египта. Описанная в Евангелии от Иоанна беседа Спасителя с женщиной-самарянкой представляет Его Ми́ссию исходящей от пророческой горы Гаризим, где для всей вселенной открывается Источник новозаветного Благословения (сравн. – «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты», Зах.1:13; Иез.47:1-12; Откр.22:1-2), — а та «образная долина», где при возвещении заповедей закона Моисея находился ковчег завета и стоял весь народ (Ис.Нав.8:33), символизирует не столько место, сколько способ выбора между вечной жизнью и вечной смертью.

Кроме того, весьма знаменательно, что в «храмовых» видениях пророка Иезекииля новозаветный источник живой воды открывается «из-под порога храма», а вода из этого источника течет «по южную сторону жертвенника» (Иез.47:1). При этом устройство внутреннего двора в «первом храме» Иезекииля в точности соответствует походной скинии и храму Соломона, где ближе к северной стороне располагался медный жертвенник (т.е. во вселенском новозаветном смысле «гора Гевал»), — а ближе к южной стороне, при входе в скинию собрания, находилось медное море, предназначенное для «водного» очищения служащего при храме священства (т.е. «гора Гаризим с колодцем Иакова»). Так что образно-символические смыслы двух «пророческих» гор связаны одновременно и с «храмовыми» образами из видений Иезекииля, и с медным жертвенником и медным морем рукотворной скинии, — а, значит, и с Небесным храмом времен Нового Завета.

Знаменательным является и то обстоятельство, что жертвенник, устроенный Иисусом Навином на горе Гевал, был сложен из цельных белых камней, обмазанных известью (Втор.27:2-6), — а на них «очень явственно» были написаны все заповеди закона (Втор.27:8, Ис.Нав.8:32). А это означает, что в образе «нетесаных железом камней» жертвенника всесожжения прорисованы люди, которые проходят «через огонь» искушений и испытаний, то есть послужили и еще послужат Богу жертвенностью мученичества за слово Божие и за вверенное им новозаветное свидетельство, сравн.:

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели… И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр.6:9,11)

И увидел я… души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю… и не приняли начертания на чело свое и на руку свою (Откр.20:4)

.

Причем в соответствии с образно-знаменательными смыслами двух «храмовых» гор это жертвенное служение не только свидетельствует миру о Боге, Христе и Евангелии, — но и возвещает беззаконникам «проклятие от горы Гевал», адресованное тем, кто проливал и продолжает проливать на земле невинную кровь, сравн.:

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр.6:10 )

Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле… (Мф.23:35)

.

Более того, поскольку жертвенник из живых камней связан со стихией огня, а в море, «подобном кристаллу» и наполненном живой водой, обозначена стихия воды (сравн. – Иез.47:1-12), — образ двух пророческих гор имеет еще один новозаветный смысл, соответствующий «огненно-водному» очищению небесного священства (Чис.31:23).

Так что в результате «вселенская гора Гевал», на которой «горит и не угасает» живой жертвенник всесожжения из «цельных камней с заповедями закона», предстает символом земли, где несет свое служение Церковь Воинствующая (сравн. – «И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма», Деян.2:19, Иоиль 2:30), — а в образе «горы Гаризим» с источником живой воды открывается реальность, «проистекающая» от величественного Небесного престола нерукотворной скинии (сравн. – «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу...», Откр.4:6).

(Здесь можно еще раз отметить, что всякий человек, отвергающий заповеди, начертанные «на камнях жертвенника», служит «начертанию зверя» и подпадает под проклятие от горы Гевал)

А поскольку выбор между «горой проклятия» и «горой благословения», перед которым поставлено в новозаветные времена все человечество, в конечном счете является выбором между землей и небом (сравн. – Ин.3:31-32, Гал.4:25-26, Фил.3:19-21, Кол.3:1-2), — «храмовое море» с животворящим источником «горы Гаризим» не медное, а «драгоценное» (Откр.4:6), и пребывает не на земле (т.е. не на «внешнем дворе храма», как это было в рукотворной скинии), но «внутри храма» и непосредственно у Небесного престола.

При этом «символические» горы Гевал и Гаризим, — это далеко не единственный библейский образ, связывающий буквальные события ветхозаветных времен с явленной во Христе новой духовной реальностью. Однако в какие бы образы не облекались новозаветные смыслы, — рассмотреть их возможно только в свете уже совершившихся евангельских событий и только в контексте новозаветного духовного священнодействия, совершающегося у Божественного Престола нерукотворной Небесной скинии.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Образ двух гор в видениях пророка Иезекииля

Продолжение см. в статье: Небесный источник живой воды как знамение Нового Завета

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #беседа Спасителя с самарянкой у колодца Иакова, Ин.4:4-26 #две медных горы море и жертвенник храма #гора благословения Гаризим и гора проклятия Гевал