.
.
И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих (Откр.10:11)
.
Сразу после того, как тайнозритель «съедает» взятую из руки Ангела небесную книжку, ему возвещается еще одно небесное определение, масштаб и значение которого можно оценивать по-разному.
Так, если не видеть в последнем свидетельстве главы 10 глобальных новозаветных смыслов, — кульминацией происходящих событий придется признать момент, когда ап. Иоанн «съедает» раскрытую небесную книжку и отмечает сокрытые в ней «горечь» и «сладость». При этом окончание десятой главы будет выглядеть неким послесловием, согласно которому тайнозритель просто возвращается к тому, чем был занят до этого, — а смысл всего произошедшего по сути ограничится информацией, что некий «Ангел сильный» сошел с неба и «донес» небесную книжку до уст ап. Иоанна. Но почему такая миссия была вверена столь величественному Ангелу, и почему этот Ангел при обращении к тайнозрителю встал «на море» и «на землю», и почему раскрытая книжка передается ап. Иоанну таким странным способом, и как все эти события связаны с шестой трубой, и еще множество подобных вопросов останутся без библейских объяснений.
Однако если воспринимать слово о необходимости пророчествовать «народам и племенам, и язы́кам и царям» не формальным «завершением разговора», а иносказательным свидетельством, посвященным вселенской пророческой миссии Новозаветной Церкви (сравн. – Откр.14:6), — смысловой вершиной главы 10 предстанет соединение личного служения ап. Иоанна и всей Церкви в одно и единое целое (т.к. благовестие всем народам «даже до края земли» вверено именно апостольской Церкви, Мф.24:14, Мф.28:19, Деян.1:8). Причем в этом случае не вызывает никаких вопросов ни то обстоятельство, что вдохновителем вверенной тайнозрителю миссии является Ангел, сила и величие которого подобны Божественным; ни то, что Ангел с «лицем как солнце» возвышается буквально над всем миром; ни тот факт, что этот величественный Ангел свидетельствует не о неких ограниченных временем и масштабом частностях, но сразу же возвещает Второе Пришествие Спасителя, которое произойдет при последней седьмой трубе, и т.д.
Кроме того, при таком понимании в главе 10 продолжается и завершается во вселенском смысле прообразное событие ветхозаветных времен, связанное с направляемой в Вавилон обличительной проповедью пророка Иезекииля, которому перед началом вверенной ему миссии был послан «горький» небесный свиток, также предназначенный не столько для «прочтения», сколько для «съедения» (Иез.2, Иез.3).
(С тем существенным отличием, что новозаветное свидетельство миру о Господе и Спасителе адресовано не пленникам из Иудеи, пребывающим в плену в Междуречье, — а всей полноте народа Божьего, находящегося в плену Вавилона вселенского)
Причем весьма знаменательно, что для успешного исполнения своей миссии Церковь в лице апостола Иоанна с честью проходит особое внутреннее испытание, представляющее ее Невестой и Женой Агнца, которая сохраняла и сохраняет верность Господу и в соответствии с предначертательными смыслами ветхозаветного «закона о ревновании» не просто остается жива, но обретает способность приносить и взращивать духовный плод, пригодный для вечности, сравн.:
И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие… И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду... и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем (Чис.5:19-28)
(К слову, эта линия смыслов продолжается и в следующей главе книги Откровение, где «новозаветным плодом» Церкви Христовой предстают те, кто рожден «от семени ее» и способен противостоять самому диаволу, Откр.12:17)
.
Если же рассматривать все стихи главы 10 в едином собирательном смысле, есть основания утверждать, что через образ Ангела, вставшего «на море и на земле», книга Откровение свидетельствует о духовных реалиях Нового Завета как о временах, когда вход в Царствие Небесное пребывает открытым, — однако войти туда возможно только путем особого духовного испытания, предполагающего «принятие внутрь себя» раскрытой небесной книжки, которая находится в руке у сильного и славного Ангела, исполняющего миссию духовного стража Небесных врат.
Причем в самом возвышенном смысле пребывающая в руке у Ангела «раскрытая книжка» является смысловой и духовной «проекцией» той великой Небесной книги, которая была вверена вознесенному к Небесному престолу Божественному Агнцу.
Более того, Великая Небесная книга в определенном аспекте сама есть образ Чудесного Агнца, закланного в событиях Новозаветной Пасхи, — так что образ «раскрытия» в человеке соответствующих этой книге смыслов и истин прорисовывает не что иное, как величайшее Новозаветное Таинство Евхаристии, сравн.:
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф.26:26)
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1 Кор.26-28)
.
Кроме того, в более отвлеченном смысле и раскрытая небесная книжка, которую съедает ап. Иоанн, и во́ды из источников, которые сделались «горьки» при третьей трубе, прорисовывают единое духовное испытание, с которым сталкивается в новозаветные времена вся земля и все человечество, — однако и обстоятельства, и тем более результаты этого испытания для мира и для Церкви были и будут совершенно разными.
Поскольку каждый христианин добровольно предстает на суд Божий и сам раскрывает свою душу для обоюдоострых смыслов «небесной книжки» (Евр.4:12), — при условии верного утверждения и наставления в вере принятые «внутрь себя» новозаветные истины становятся для испытуемого «горькими», сравн.:
Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди... Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборству-ющий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим.7:13-23)
.
Однако через внутреннюю горечь судов Божиих над плотью, разумом, сердцем и совестью и искреннее покаяние для уверовавших в Спасителя открывается прощение грехов, очищение и освящение, — так что воды «горьких источников» ветхого мира уже не способны причинить христианам никакого вреда (сравн. – Откр.8:11; «…и если что смертоносное выпьют, не повредит им», Мк.16:18).
(Именно обличительные для ветхой человеческой природы смыслы и истины наряду с миссией свидетельствовать о Спасителе и Новом Завете «даже до края земли» были вверены апостольской Церкви, образом и олицетворением которой выступает в главе 10 ап. Иоанн.
А как только вера и верность Новозаветной Церкви была испытана «горькой небесной книжкой», — она обрела способность приносить «плод уст» в славословиях, и пророчествовать, и вести духовную брань, и побеждать мир и самого диавола до последнего дня, когда Господь совершит над беззаконием и нечестием Свой последний и окончательный Суд.
При этом в отношении Ангела, вставшего при входе в Небесные врата подобно храмовому притвору, можно провести еще одну пророческую аналогию, в соответствии с которой такой образ прямо связан с херувимом, поставленным после грехопадения человека на страже райских врат. Однако в новозаветные времена его небесный «обращающийся меч», Быт.3:24, закрывавший ветхому человечеству вход в райские кущи, предстал словом Новозаветного Откровения, которое, как сказано, «острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные», Евр.4:12; см. соответствующую публикацию, сравн. – «вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее», Откр.3:8)
Что касается тех, кто остается естественной частью ветхого мира и продолжает жить по его законам, — они также подвергаются испытанию «духовной горечью». Но «живущие на земле» сами не идут к свету, и не становятся на суд Божий (так как «…всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его...», Ин.3:19-20; Откр.6:15-16 и т.д.), — поэтому такие люди вынужденно «пьют» не спасительные небесные истины, а горькую воду собственных и вселенских беззаконий, ведущую их к погибели.
(С образом горьких вод связано и знаменательное ветхозаветное свидетельство об источнике Мерры, вода в котором была горька, но пророк Моисей «исправил» эту воду особым деревом, Исх.15:23-25, открывшемся в новозаветные времена в силе Креста Господнего.
Однако поскольку нечестие и неверие не признает и не принимает Господа и Спасителя, — ему нечем «исправлять» горькие воды, изливающиеся в поднебесный мир из поврежденных духовных источников)
Кроме того, образ стоящего на море и на земле «сильного Ангела» прямо связан с еще одним важнейшим новозаветным свидетельством, прорисованным в широко обсуждаемом в христианских и псевдо-христианских кругах пророческом слове ап. Павла:
И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 Фес.2:6-8)
.
При этом архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), комментируя некоторые неточности библейских переводов, в отношении буквальных смыслов 2 Фес.2:6-8 замечает следующее:
Этот перевод породил бесчисленное количество странных толкований. Но в оригинале, который действительно труден для перевода, ничего не сказано о том, что «удерживающий» будет кем-то насильственно «взят от среды»! Перевод, конечно, может быть стилистически различным, но в целом смысл отрывка таков: «И вы знаете, что ныне его удерживает, чтобы он был открыт в положенный ему срок. Ведь тайна беззакония уже действует. Но сначала должен отойти в сторону тот, кто ныне удерживает. И тогда будет открыт беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего
.
Более того, в книге порока Даниила и в синоптических Евангелиях (Мф.24:15-16, Мк.13:14) представлено очень похожее свидетельство, которое также активно обсуждается во всех конфессиях, и, как и образ из 2 Фес.2:6-8, сопровождается множеством самых противоречивых предположений и толкований:
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" (Дан.9:27)
.
А поскольку, как уже отмечалось ранее, в главе 10 книги Откровение сильный и славный Ангел встает «на море» и «на земле» не в буквальном смысле, но утверждается на жертвеннике всесожжения и на «медном море», занимая положение притвора Небесного храма и удерживая вход открытым (именно «удерживая», то есть применяя определенную силу), — при восприятии образов из 2 Фес.2:6-8 и Дан.9:27 не по-отдельности, а в совокупности, вполне очевидно, что в том случае, если (когда) величественный Ангел «отойдет в сторону», на «крыле» святилища появится та самая мерзость запустения, которую предвозвещает пророк Даниил и о которой свидетельствует Сам Спаситель (слово כְּנַף из масоретского текста Дан.9:27 в буквальном смысле означает «крыло» или «край», а, значит, применительно к Мф.24:15-16 и Мк.13:14 может обозначать и «притвор» храма, сравн. «выступ»-«пола»-«крыло святилища» в Мф.4:5 и в Лк.4:9).
Другими словами, небесные храмовые врата, которые благодаря сильному и славному Ангелу пребывают открытым, в последние дни закроются, — а в видимом мире на короткое время воцарится полнота беззакония.
И в это же время на ветхий мир начнут изливаться семь чаш последнего гнева, предваряющие Второе Пришествие Господа и Спасителя, воскресение мертвых и Суд Последнего дня, сравн.:
Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов. Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (Ис.26:19-21)
(Обсуждение всех обозначенных пророческих смыслов продолжится в следующих публикациях)
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Весть о тройном горе и миссия двух свидетелей-пророков (Откр.8-Откр.11)
Предыдущая статья: Раскрытая книжка Ангела Завета: горечь во чреве и мед в устах (Откр.10:8-10)
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих, Откр.10:11 #новозаветные смыслы закона о ревновании #раскрытая книжка Откровения и обращающийся меч херувима #что значит взят от среды удерживающий теперь #тайна беззакония и мерзость запустения реченная у Даниила