Сегодня мало что известно о том, что вазовский конструктор начал разрабатывать переднеприводную модель в далеком 1971 году, вскоре после появления на конвейере первенца - ВАЗ-2101.
Первый переднеприводный автомобиль ВАЗ носил индекс 1Е-1101 и имел поперечное расположение силовой установки с так называемой последовательной схемой, в которой первичный вал коробки передач расположен соосно с коленчатым валом. Автомобиль оснащался 1, 0-литровым двигателем мощностью 45 л.с. и имел очень прогрессивный дизайн - в частности, подвеску типа "МАК-Ферсон", полуось с крюковыми шарнирами и т.д.
Второй прототип получил название 2E-1101 и был изготовлен в 1973 г. Его узлы и агрегаты катались на "автомобильных скутерах" - автомобилях с чрезвычайно простыми кузовными деталями, которые на самом деле были просто "носителями силовых агрегатов".
Заключение лицензионного соглашения с английской компанией Hardy-Spicer, благодаря которому ВАЗ начал производить шарниры типа "Rceppa-Birfield" для ВАЗ-2121, стало важным шагом на пути к внедрению собственного переднего двигателя. Позже лицензия была продлена и на ВАЗ-2108.
Проанализировав силовые установки автомобилей иностранного производства тех лет, вазовцы обнаружили самое слабое место "иномарок" в наших условиях - шасси. Работа подвесок, рулевого управления и тормозов проводилась на автомобилях ВАЗ-1110, которые представляли собой обычную "копейку" с силовым агрегатом Fiat–128.
Последний из прототипов, который довольно отчетливо напоминает серийную "восьмерку" - ВАЗ 4Е-1101, был разработан в 1977 году.
На основе полученного опыта в мае прошлого года началась разработка самого ВАЗ-2108, первый опытный образец которого был готов год спустя.
Для повреждения двигателя и ходовой части были изготовлены кронштейны типа "L" и "D", которые в первом случае приходились на кузов 21011 с прицепами и силовым агрегатом ВАЗ 2108, а во втором отличались от простых Жигулей только двигателем 2108 (позже была испытана модификация 21068, состоящая из "шестая" часть корпуса и "восьмая" часть двигателя) .
После того, как 17 февраля 1978 года Министерство автомобильной промышленности СССР было уведомлено о технических примечаниях для производства семейства переднеприводных автомобилей в первой группе малых классов, на вазе, необходимо было изготовить автомобиль длиной около 4 м, с поперечным расположением силовой агрегат, из которых базовая модель была одной
Поскольку новая модель должна была экспортироваться не только в социалистические страны, но и в капиталистическую Европу, оснащенную аналогичными автомобилями, иностранных специалистов – в частности, инженеров знаменитой компании Porsche - привлекла доработка двигателя и ходовые характеристики.
Именно благодаря им под капотом "восьмерки" появился современный карбюратор "Солекс" (лицензионный французский Solex), а на задней части крыши был сделан характерный "бугорок", увеличивший несущую силу. Они также касались устойчивости и управляемости, что очень положительно сказалось на динамике и управляемости советского переднего двигателя. Но внешний вид "восьмерки" - это работа тольяттинских дизайнеров В. Пашко и В. Кряжева во главе с М. Демидовцевым, хотя и является следствием канонов итальянской школы того времени (стиль говорит о сложенной бумаге).
Благодаря советам иностранных специалистов первая "восьмерка" была оснащена конкретным количеством западных деталей – шведскими стеклами и ремнями безопасности, французскими шинами, венгерскими "трамблерами" и чешскими фарами... Кроме того, еще один акцент был сделан на безопасность, долговечность и эргономичность, что также делает будущий автомобиль очень конкурентоспособным на западноевропейском рынке.
Образцы этой серии, "сотые", интенсивно тестировались в Нами – за короткое время автомобили проехали до 80 000 км в очень сложных условиях, благодаря чему удалось выявить слабые места новой модели.
В конце 1981 года появилась серия из двухсот, представители которой прошли испытания в различных природно-климатических зонах СССР - в Сусумане (Магаданская область), на Кавказе, в Орджоникидзевской области и в Чарджоу (Туркменистан). Такой подход позволяет протестировать все узлы и системы в северных и южных регионах страны.
Последняя серия прототипов ("300") была выпущена в конце 1982 – начале 1983 года. Это были быстрые предсерийные автомобили, изготовленные по байпасной технологии.
Первая серийная "восьмерка" сошла с конвейера 19 декабря 1984 года, а уже с 1985 года первые грузовые вагоны отправились в автосалоны.
Начало было не очень удачным - полное отсутствие запасных частей (в первую очередь, недопустимого переключателя) и удивительно громкая пластиковая отделка нанесли серьезный удар по репутации новинки. Однако несколько лет спустя были отмечены проблемы с прорезыванием зубов, и оба автолюбителя по достоинству оценили высокие ходовые качества и динамические характеристики ВАЗ-2108.
Впоследствии "восьмое" семейство обзавелось линейкой двигателей (от 1, 1 до 1, 5 литров) и кузовов (пятидверный седан 2109 и седан 21099). Кроме того, за годы выпуска acht"было создано множество модификаций – справа, с микропроцессорной системой зажигания, так называемая "чашечная восьмерка" 21083-37 с 16 клапанами двигателя 2112, рамный автомобиль 210834, представляющий собой комбинацию кузова "acht", с а "весенние" поля и даже кабриолеты попадают в руки бельгийских и немецких импортеров "Жигулей".
Производство ВАЗ-2108 (точнее, его модификаций 21083-20) было прекращено 1 января.Прекращено в октябре 2003 года. Но столь успешная модель не могла просто так сойти с конвейера: несколько лет спустя в серию была введена рестайлинговая версия "восьмерки" - ВАЗ-2113, благодаря которой конвейерная жизнь этого блестящего автомобиля продолжилась, на радость многим поклонникам "первое советское купе".
Модификации ВАЗ-2108
Обозначение двигателя Технические данные
2108 1, 3 литра —
2108-04 1, 3 л MSUD
2108-20 Впрыск 1, 3 Л GM
2108-24 Впрыск 1, 3 Л
21081 1, 1 литра на экспорт
21081-20 Впрыск 1, 1 л GM
21083 1, 5 Л"Норма"
21083-011, 5 штук "стандарт"
21083-03 1, 5 литра "Люкс"
21083-06 1, 5Л спорт (куб.см ДОСААФ)
21083-20 1, 5 Л Впрыска GM
21083-37 1, 5-литровый двигатель "Лада"
210834 1.7 / 1.8 Литра 4x4 —
21086 1, 3 л правый руль
21087 1.1 л правый руль
21088 1, 5 л правый руль
2108f (1706) 1, 5-литровый пикап
21083-91 1, 3-литровый роторный двигатель
Carlotta 1, 5 Л люкс (Бельгия)
Кабриолет Natacha 1, 5 Л (Бельгия)
Amadeo 1.5L cabriolet (автомобиль LLD)
Bohemia 1, 5 Л Targa (Чехия)
EVA (VFTS) 1.9 L Racing (группа B)
Оспа (Samara T3) с 3, 6-литровым двигателем "Париж-Дакар"