Найти в Дзене
Андрей Северный

Расход масла. Маслосъемные кольца или сальники клапанов?

Если увеличился расход масла в двигателе, то есть двигатель стал подъедать масло. Появился сизый дымок с характерным запахом. То причин, как правило, может быть две. Первая причина это неисправности или выработка в поршневой системе.

Вторая причина это износ сальников клапанов или как их ещё называют маслосъемные колпачки.

Сальники клапанов
Сальники клапанов

Есть еще один характерный признак повышенного расхода масла, это появление масла с наружной части выхлопной трубы. Сначала появляется небольшое колечко, со временем оно становится шире и шире. В моем случае, когда расход масла был уже довольно большой, достаточно было провести внутри пальцем и на нем оказывалось масло.

Выхлопная труба в масле
Выхлопная труба в масле

Конечно, со стопроцентной гарантией практически невозможно определить причину расхода масла, так как выработка может быть как в поршневой группе, так и в сальниках клапанов. При выработке в направляющих клапанов, износ сальников происходит быстрее.

Итак, давайте вместе разберемся. Если есть другие мнения, то пишите комментарии после статьи. Это приветствуется. В статье лишь мои мысли и наблюдения.

На поршне имеются компрессионные кольца и маслосъемные кольца. Маслосъемные кольца препятствует проникновению масла из картера в камеру сгорания. Они плотно прилегают и снимают излишки масла со стенок цилиндра. Остается лишь тоненькая пленка, которая необходима для смазки.

Поршень с поршневыми кольцами
Поршень с поршневыми кольцами

Если маслосъемные кольца имеют большую выработку или же стенки цилиндров имеют большую выработку, то очень много масла остается на стенках цилиндров. Оно попадает в камеру сгорания и сгорает вместе с топливом. Отсюда и дым из выхлопной трубы и масло на свечах.

Цилиндры двигателя
Цилиндры двигателя

Бывает, что маслосъемные кольца после перегрева становятся мягкими и просто плохо прилегают к стенкам цилиндра. Или возможно залегание колец в канавках поршня из-за нагара.

Если повышенный расход масла происходит из-за выработки в поршневой то, на резьбовой части свечи, как правило, появляется масло, а на электродах свечи зажигания масляный нагар. Чем выше расход масла, тем больше нагара и масла будет на свече.

Масло на свече зажигания
Масло на свече зажигания

Обычно если расход масла небольшой, примерно где-то до 100 грамм на тысячу километров, то дыма практически нет. Если и есть, то он минимальный. Также нет нагара или масла на свечах.

Так вот, если выработалась поршневая система то дым идет постоянно. При нажатии на педаль газа и увеличение оборотов двигателя, дым усиливается. А что будет, если будут неисправны сальники клапанов? Давайте разберемся.

Самый распространенный признак того что неисправны маслосъемные колпачки, это появление дыма после стоянки. Допустим, машина простояла сутки, утром после запуска двигателя из выхлопной трубы идет сизый дым. После того как машина прогрелась, дым или полностью исчезает или остается, но незначительно.

При дальнейшей эксплуатации расход масла постепенно будет увеличиваться. По утрам дым будет все сильнее и сильнее и потом даже на прогретом двигателе будет видно, что двигатель немного дымит.

Как правило, сальники клапанов быстрее вырабатываются на выпускных клапанах. Выпускные клапана греются сильнее и маслосъемные колпачки на них быстрее теряют эластичность. Становятся твердыми и начинают пропускать масло.

Сальник клапана
Сальник клапана

Если маслосъемные кольца начинают плохо снимать масло со стенок цилиндра, то это масло будет попадать в камеру сгорания, и будет образовываться нагар. Дым при этом будет идти практически всегда. С увеличением оборотов двигателя дым будет только усиливаться.

Что произойдет если сальник клапанов (маслосъемный колпачок) неисправен и пропускает масло?

Нарисовал небольшую схему, чтобы было более понятно.

Схема клапанов
Схема клапанов

Масло стекает через неисправный маслосъемный колпачок по стержню клапана и скапливается в камере сгорания. Отсюда и дым, если завести машину после стоянки.

При работе двигателя выпускной клапан с маслом опускается в камеру сгорания, и выходящие выхлопные газы выбрасывают масло в выхлопную систему. Часть масло сгорает, часть выходит через выхлопную трубу. Именно на выпускных клапанах сальники обычно сильнее вырабатываются. Если на впускных клапанах не держат сальники, то могу предположить, что при стоянке автомобиля масло тоже будет через них стекать. А при работе двигателя масло попадет в камеру сгорания и при сгорании образует нагар.

Сальники клапанов и поршень двигателя
Сальники клапанов и поршень двигателя

Это все мои личные наблюдения. У меня после замены сальников клапанов, дыма и расхода масла нет совсем. А вообще не все так однозначно. Может одновременно быть и выработка в поршневой и в сальниках клапанов.

Подпишитесь! Ставьте лайк, если статья была полезна. Всем пока!