Су-25: который НАТО обозначила как "лягушачья лапка"

312 прочитали

Штурмовик Су-25 оказался весьма эффективной и популярной машиной для непосредственной авиационной поддержки наземных войск, активно воевавшей во многих военных конфликтах. В последние годы появился
ряд новых модификаций Су-25, но в серийное производство пошли лишь некоторые из них.

В ответ на натовское прозвище Frogfoot («лягушачья лапка») один чешский Су-25К раскрасили в декоративный «лягушачий» камуфляж и нарисовали на хвосте жабу, разбивающую молотком танк. Самолет в этой шуточной окраске с успехом демонстрировался на различных авиашоу в Чехии и других европейских странах.
В ответ на натовское прозвище Frogfoot («лягушачья лапка») один чешский Су-25К раскрасили в декоративный «лягушачий» камуфляж и нарисовали на хвосте жабу, разбивающую молотком танк. Самолет в этой шуточной окраске с успехом демонстрировался на различных авиашоу в Чехии и других европейских странах.

История создания

Советский Союз стал первым в разработке и широком применении специального самолета — штурмовика для поддержки наземных войск. По окончании Второй мировой войны части штурмовиков Ил-2 и их на-следников Ил-10 расформировали. В 1950-е и 1960-е годы воздушную поддержку наземных войск в советских ВВС осуществляли истребители-бомбардировщики, способные нести не только обычное, но и тактическое ядерное оружие. Типичным представителем этой концепции стал Су-7 и его варианты, дополненные ударными версиями истребителей МиГ-15 и Ми Г-17. В середине 1960-х годов в СССР разгорелась дискуссия относи-тельно необходимости возрождения штурмовика. Причиной этих споров стала информация из Юго-Восточной Азии и других зон локальных конфликтов, результаты учений стран Варшавского Договора, разведывательная информация об американском проекте ударного самолета А-Х (ставшего основой разработки штурмовика А-10Thunderbolt П) и выявившаяся недостаточная устойчивость истребителей-бомбардировщиков к повреждениям от огня с земли, в том числе и от стрелкового оружия главкому сухопутных войск И. Павловскому удалось убедить высшее руководство страны в необходимости создания нового штурмовика.

Второй прототип штурмовика Су-25Т в экспозиции Московского международного авиасалона  в Жуковском. Этот вариант проходил испытания на боевое применение во время конфликта в Чеченской республике.
Второй прототип штурмовика Су-25Т в экспозиции Московского международного авиасалона в Жуковском. Этот вариант проходил испытания на боевое применение во время конфликта в Чеченской республике.

В марте 1969 года министр авиапрома издал официальные предложения по проекту ЛСШ «Штурмовик». В конкурсе приняли участие четыре конструкторских бюро — ОКБ А. И. Микояна, КБ А.С. Яковлева, КБ С.В. Ильюшина и КБ П.О. Сухого. Последнее представило свой проект Т8 в качестве частной инициативы группы конструкторов. Его конструкция не соответствовала взглядам тех времен, породившим такие самолеты как МиГ-23/27. Однако проект Т8 оказался вполне удачным и победил в конкурсе, хотя и нуждался в длительной доработке. КБ П.О. Сухого мечтало испытать свои новые машины в боевых условиях, и в апреле — марте 1980 года два прототипа Т8 приняли участие в операции «Ромб-1», включавшей и испытания вооружения в Афганистане. Государственные приемные испытания на авиабазе Мары в Туркмении проходил другой прототип из первой партии — Т8. В марте 1981 года после завершении программы испытаний новый самолет, получивший обозначение Су-25, рекомендовали к запуску в серию. Надо заметить, что прототип будущего штурмовика впервые был обнаружен американским спутником еще в 1977 году. Сначала американцы назвали его «Ram-J», затем — «Frogfoot». А в советской авиации самолет получил прозвище «Грач».

Необычная конструкция

Перекрашенный и полностью восстановленный один из ранних предсерийных самолетов Т8 демонстрируется на российской авиабазе. Ясно виден более тонкий профиль носовой части и воздухо-заборник малого сечения, присущий ранней версии «Грача». В ходе испытаний в авариях разбились два Т8.  В одном из них погиб летчик-испытатель, Ю.А. Егоров.
Перекрашенный и полностью восстановленный один из ранних предсерийных самолетов Т8 демонстрируется на российской авиабазе. Ясно виден более тонкий профиль носовой части и воздухо-заборник малого сечения, присущий ранней версии «Грача». В ходе испытаний в авариях разбились два Т8. В одном из них погиб летчик-испытатель, Ю.А. Егоров.

Основной целью разработчиков была технологичность и простота конструкции, поэтому везде, где только можно, использовались системы уже существовавших самолетов. Второй целью стала маневренность, третьей обеспечение способности взлетать с полной нагрузкой с необорудованных грунтовых ВПП у самой линии фронта. Наконец, штурмовик должен быть устойчив к боевым повреждениям, поэтому пилот сидел в пуленепробиваемой сварной кабине из титана толщиной 2,5 см, а козырек кабины состоял из толстого бронестекла. Самые важные системы также были защищены броней, в топливные баки закладывался пористый наполнитель, и проводилось заполнение инертным газом для предотвращения взрыва паров горючего.

Штурмовики Су-25 начали выпускаться серийно в Тбилиси, и руководство сразу же направляло эти мощные самолеты в Афганистан на вооружение 200-й отдельной штурмовой авиаэскадрильи, размещенной в Баграме к северу от Кабула. В ходе девятилетней войны было сбито 23 Су-25, причем несколько машин сбили пакистанские F-16. Несмотря на потери, штурмовики Су-25 добились высоких боевых результатов, хотя многим приходилось возвращаться на базы со значительными повреждениями от американских ПЗРК.

Служба после афганской войны

Двухместный Су-25УБ полностью сохранил боевые возможности одноместного штурмовика. После распада СССР Украина унаследовала 92 Су-25, включая этот двухместный самолет бывшего советского ВМФ. Они служат в 299-м ОШАП и 45б-м ШАП.
Двухместный Су-25УБ полностью сохранил боевые возможности одноместного штурмовика. После распада СССР Украина унаследовала 92 Су-25, включая этот двухместный самолет бывшего советского ВМФ. Они служат в 299-м ОШАП и 45б-м ШАП.

Несмотря на свои «афганские» заслуги, Су-25 поначалу почти не поставлялся на экспорт. Первым заказчиком в 1984 году стала Чехословакия. В 1985 году за ней последовала Болгария. Обе страны получили экспортные модели Су-25К и Су-25УБК (двухместные). Первым из стран «третьего мира» эти машины получил Ирак. Его Су-25 активно летали во время войны в Персидском заливе 1991 года, но
добились весьма слабых результатов. Силы коалиции сбили и уничтожили в ангарах 30 таких машин, еще несколько перелетело в соседний Иран. 10 Су-25 с 1987 по 1989 год поступили в ВВС КНДР. Первой в Африке штурмовики Су-25 получила Ангола, несколько таких машин поставили с 1988 по 1989 годы. Они широко использовались в многочисленных локальных боях с повстанцами. Несколько ангольских самолетов были сбиты ПЗРК — самым опасным врагом Су-25. С развалом СССР возможности поставок на экспорт возросли, и многие страны закупили подержанные самолеты, предлагаемые различными постсоветскими государствами, особенно Белоруссией и Украиной. Кроме республик бывшего СССР, штурмовики Су-25 послужили и даже повоевали в Чаде, Демократической Республике Конго, Экваториальной Гвинее, Эритрее, Эфиопии, Гамбии, Иране, Кот-д'Ивуаре, Ма-кедонии, Перу и Судане.

Усовершенствованный Су-25

После ввода в строй одноместного Су-25 (западное обозначение Frogtoot-А) и его двухместного учебно-боевого варианта Су-25УБ (Frogfoot-В) КБ П. О. Сухого предложило ряд версий этих базовых моделей. Первой из них стал Су-25БМ. Эту модификацию разработали для буксировки мишеней с креплением контейнера «Комета» на фюзеляже. Советская авиация получила 50 таких самолетов. Буксировщик Су-25БМ не утратил своих штурмовых возможностей и неоднократно использовался в этой роли. В связи с постройкой советского авианосца был создан палубный учебно-тренировочный Су-25УТГ на основе фюзеляжа двухместного учебно-боевого варианта, оборудованного аэрофинишером. Собрали 10 таких машин, которые прошли испытания на авианосце «Адмирал Кузнецов» с использованием взлетной рампы. Один Су-25УТГ разбился в аварии.

Один из 10 Су-25УТГ, захваченный тросом на палубе авианосца «Адмирал Кузнецов», застыл после посадки. Этот морской штурмовик был сделан но базе стандартного Су-25УБ
Один из 10 Су-25УТГ, захваченный тросом на палубе авианосца «Адмирал Кузнецов», застыл после посадки. Этот морской штурмовик был сделан но базе стандартного Су-25УБ

Одним из наиболее мощных вариантов стал «противотанковый» Су-25Т, также разработанный на базе двухместного Су-25УБ, но переделанный в одноместную машину. Объем, ранее занимаемый второй кабиной, стал использоваться для дополнительного БРЭО. В носовой части самолета установили автоматический всепогодный прицельный комплекс «Шквал» и мощную пушку. Кабина пилота оснащена многофункциональным дисплеем и индикатором на фоне лобового стекла. Су-25Т может нести разнообразное высокоточное управляемое оружие класса «воздух — земля». Восемь экземпляров дальнейшего развития этого варианта-Су-25ТМ (Су-39) были собраны для государственных приемных испытаний.

Усовершенствованных Су-25 новой сборки сделано мало, но часть нового БРЭО этих самолетов используется для модернизации штурмовиков Су-25СМ. Это по-зволит поддерживать ударную мощь машин Су-25 еще в течение нескольких лет.

Подписывайся,ставь лайк. Пиши комментарий, будет еще как минимум 2 статьи про Су-25. Дальше будет только интересней.