Я очень долго любил говорить, что никому и никогда не завидую. Мне всегда приходилось даже оправдываться за это. Но однажды я поехал в Оптину пустынь и увидел невысокого роста старца, с длиной седой бородой. Подошёл к нему, чтобы взять благословение, а он мне сходу говорит:
- Зачем завидуешь всем?
Честно, не ожидал я такого и стал, как обычно оправдываться. Что-то мямлил и в какой-то момент стал понимать, что я действительно что-то не так делаю. Но начал сильно спорить тогда.
Помню, что сказал ему я:
- Да мне всё равно у кого что! Я никому не завидую, правда. Я честно говорю!
А он мне говорит:
- Ты же радуешься, когда у других плохо?
- А при чем тут зависть? - говорю ему.
- А вот и при том. Нужно сорадоваться радости, а не печали ближнего. Зависить - это не только то, что хочу иметь, чего нет у меня, а ещё и огорчение от радости ближнего и радость от того, что ближний в печали. Помнишь, что Спаситель говорит? «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.» (Рим. 12: 15-18).
Я молчу, а внутри протест прямо.
И он мне говорит:
- Ну, как хочешь!
Ничего себя, думаю, хотел благословиться, а мне тут нотация. Видите ли я завистник! Да ещё, как хочешь!
Старец благословил меня, я даже имени его, откровенно говоря, не знаю и по сей день, но как-то всё у меня в душе перевернулось. Всю дорогу мысли туда-сюда бегали. Я сам с собой уже начал спорить.
Главная проблема моя была в том, что я не хотел разобраться в этом. Ведь, если бы послушался старца, то не переживал бы столько.
Уже на следующий день меня Господь стал смирять. Я стал замечать за собой, что во мне просто кипит эта зависть. Друг жениться собрался, мне надо радоваться, а я весь в печали. Сестра сообщила, что ждёт ребенка, я опять вроде внешне радуюсь, а внутри прямо всё горит до боли. И конечной точкой стало то, что я стал смотреть на всё каким-то ненавистным взглядом. Я не знаю, как описать это, но меня поймут те, кто с этим сталкивался.
Я же настаивал на своем! Вот, думаю, старец мне и сказал: как хочешь. Только теперь, как-то больно от всего.
В воскресенье я пошел в храм и исповедовался. Именно этот грех меня мучил сильнее всего, но я его не замечал, пока старец не сказал, что называется в лоб. А то, так бы и ходил угрюмый внутри и весёлый снаружи.
Теперь же мне стало легко. Особенно после причастия, будто я в первый раз был на исповеди.
Я думал, что у меня нет зависти, а оказалось, что был я самым завистливым человеком. Вот так Господь вразумил и смирил меня упёртого.
В моем случае главный признак зависти заключался в том, что я очень хвалился и всегда твердил, что у меня ее нет. А она цвела пышным цветом. Заметить ее сложно, если ты одержим гордыней. Взгляд со стороны всегда вскрывает недостатки. Не зря святые говорят, что Господь через людей нас открывает наши несовершенства. Чуть задень нас, сразу становится понятно, что не так в тебе. Главное это ещё увидеть!
...Тем, которые не освободились от этой болезни, невозможно совсем избежать огня, уготованного диаволу. А освобождаться от болезни мы станем тогда, когда помыслим, как возлюбил нас Христос и как повелел нам любить друг друга. - Святитель Иоанн Златоуст.
Спасибо за внимание и до встречи на нашем канале!