Наталия Васильева поделилась воспоминаниями о своей детской мечте, велосипеде, и столкнулась с непониманием и недоверием. Как это: в 50 - 60-х годах был автомобиль - такая роскошь! - а денег на велосипед не было. Теперь она рассказывает историю той самой "роскошной машины".
Вот он - наш двухдверный польский "фиат" 1938 года выпуска, привезённый после войны каким-то генералом. Прослужил он генералу недолго, года полтора, а потом сломался. Отремонтировать его было некому - автосервисов тогда не существовало, да и мастеров механиков были единицы. Ещё через пару лет скончался сам генерал. Его вдова сдала бесполезную вещь на свалку. Через каких-то знакомых мой отец узнал об этой истории и загорелся мечтой выкупить автомобиль со свалки.
Папа был шофёром и мечтал о собственном автомобиле, но это было несбыточной мечтой, а машина со свалки стоила относительно недорого - 500 рублей (=50 руб. после реформы). Новый "москвич" тогда стоил 8000 рублей. Полтора года потребовалось, чтобы оформить документы, и в 1951 году папа стал счастливым обладателем "фиата", который за годы, проведённые на свалке, совсем превратился в рухлядь.
Надо сказать, что папа был не только шофёром, но и отменным механиком - мог отремонтировать любой механизм, от часиков до поточной линии, что уж говорить об автомобилях. Восстановление машины заняло несколько лет. Запчастей на нее негде было достать, поэтому что-то восстанавливалось, что-то подбиралось из деталей от "москвича", а какие-то детали папа вытачивал сам. И вот в 1954 году отремонтированный, восстановленный "фиат" начал свою новую жизнь в нашей семье.
Конечно, служил автомобиль верой и правдой только благодаря золотым рукам и любви его хозяина, ведь поломки случались часто. Как и тогда, когда везли с Преображенского рынка мой велосипед. Папа тогда пошутил, что машина обиделась на появление в семье конкурента на колёсах.
Мы автомобиль очень любили, правда, я немного стеснялась, что он такой старый. Тем не менее, в ранней юности я мечтала, что, когда буду выходить замуж, мы украсим его цветами и меня в белом платье родители повезут навстречу моему счастью. Не сбылось.
Когда мне исполнилось 13 лет, папа научил меня водить автомобиль. Уроки проходили в поле, на даче. В 18 лет он уже позволял мне ехать за рулём более легкую часть пути до работы - параллельно с учёбой в институте, я работала там же, где папа. Прав на вождение у меня не было, я их получила лишь в 1996 году.
В 1976 году случилась беда - не стало моего папы. Мы с мамой остались одни, с автомобилем, стоявшим во дворе института, где папа работал шофёром. Мама попросила у руководства разрешения оставить пока "фиат" на территории. Однако месяцев через пять нам позвонили и сказали, что машина горела и надо её забирать. Зрелище было печальное. Оказалось, что кто-то проткнул бензобак и поджёг автомобиль. Пострадало, в основном, подкапотное пространство, там всё было засыпано песком - тушили возгорание.
Через третьи руки весть дошла до любителя ретроавтомобилей. Тот посмотреть на "фиат" и сказал, что мечтал о таком. Повреждения его не смутили, и, как только мама вступила в права наследства, он его забрал. Мастером он был отменным, восстановил машину, но буквально через неделю после окончания работы автомобиль угнали. Поиски с милицией не увенчались успехом. Какова дальнейшая судьба нашего "фиата" неизвестно.