Всем привет!
В Советском Союзе старались создать универсальную технику, которую можно было использовать для различных сельскохозяйственных работ, и иногда это приводило к нестандартным конструкциям. Я уже писал на канале о необычном тракторе Т-16, и к нему можно вернуться здесь, а сегодня я расскажу о еще более неказистой сельскохозяйственной машине – СШ-75.
По существу, наш герой – даже не трактор, а универсальное шасси. Его производство началось в 1965 г. на Таганрогском комбайновом заводе. В те времена считалось, что комбайны - нерентабельная техника, потому что работает только несколько дней в году, и поэтому было решено выпустить универсальную машину, которая могла работать и как трактор, и как грузовик, и как комбайн.
Основной напор таганрогские машиностроители делали на функциональность своего детища, и внешнему виду внимания просто не уделили. Но советскому народу был важен не столько облик машин, сколько их внутренние характеристики. Так, СШ-75 получил мотор мощностью 75 л. с., мог разгоняться до 32 км/ч, а в кабине, которую можно было устанавливать и спереди, и посередине, было все так, как и полагалось советскому трактору: необходимый минимум приборов, 12-ступенчатая КПП и гидроусилитель руля.
Интересно, что СШ-75 не был единственным в своем роде: на том же заводе пробовали изготовить целый ряд моделей похожей техники, однако в серию пошла только 75я модель. Точной даты окончания выпуска этой машины назвать сложно, и тем не менее в Таганроге было выпущено 20 714 универсальных шасси. Заводчане с поставленной задачей справились, выпустив технику, которую можно было относительно быстро переоборудовать. Как уже говорилось, СШ-75 могли работать как комбайны:
Как самосвалы:
И как трактор, причем как в летнее, так и в зимнее время:
Несмотря на неказистую внешность, СШ-75, как и многие советские трактора, обрели популярность и продолжали работать даже после развала СССР. Все же время беспощадно, и сегодня в живых осталось мало таких машин. Те, что остались в частных руках, быстро себя изживают, ничего не известно о музейных экземплярах, так что больше всего повезло тем, что стоят в качестве памятников:
СШ-75 – одна из самых необычных сельскохозяйственных машин СССР, обыгравшая даже «попрошайку» Т-16. Народ по-своему оценил ее, используя на селе самыми разными способами. Таким образом, техника много сделала для развития сельского хозяйства, и приятно, что в некоторых местах увековечивают память о ней.
Встречалась ли вам такая техника? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до скорой встречи!