ПИРАМИДА МАСЛОУ ВЕРНА, ЕСЛИ ЕЁ ПЕРЕВЕРНУТЬ
Уверена, что многие из вас слышали о пирамиде Маслоу (можно посмотреть в карусели).
Это пирамида представляет собой схематическое изображеие наиболее значимых для человека потребностей, и выглядит так, от большего к меньшему:
Физиологические потребности (жажда, голод, секс)
Безопасность (чувство защищенности, покоя)
Принадлежность и любовь (чувство сопричастности и близости)
Уважение (одобрение других, карьера)
Познание (обучение)
Эстетика (искусство)
Самоактуализация (развитие личности)
Принцип пирамиды Маслоу гласит, что
Человек не может удовлетоворять свои высшие потребности, пока не удовлетворены низшие, базовые.
Однако, давайте подумаем, так ли это?
Неужли не может занматься духовным ростом бедняк или стремиться к эстетическим наслаждениям?
Не ставят ли перед собой воины более могучие духовые задачи, чем личная безопасность?
Не говорят ли, что настоящий художник должен быть голодным?
Не проводят ли студенты бессонные ночи перед сессией, пренебрегая сном во имя достижения цели?
Говорят, что сам Маслоу вовсе не рисовал эту пирамиду, а просто перечислил потребности человека. Более того, он писал:
«…Люди, преданные … идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть».
Если мы обратимся к современному миру, то можем проследить также, что общество потребления, насыщаясь базовыми потребностями далеко не всегда стремиться к духовному развитию.
Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Безусловно, при хорошем достатке человек может позволить себе куда больше времени уделять саморазвитию и позанию, однако, не его доход определяет это стремлеие. Доход, в данном случае, только открывает больше возможностей и только. Всегда можно развивать свою личность, если существует такая вутренняя потребность.
А теперь давайте попробуем перевернуть пирамиду и задуматься:
Самопознание (вопрос "Кто я? Каков я? Каковы мои возможности?")
Эстетика ( Что меня окружает. Как прекрасна природа, могу ли я это рассмотреть?)
Познание (Каков мир вокруг меня? Как он работает? Почему происходят те или иные явления?)
Уважение (Что думают обо мне окружающие? Каков я в их глазах?)
Принадлежность и любовь (Другие мне интересны, я хочу познать близость с другим человеком)
Безопасность (В этом мире могут быть опасности, что я могу сделать, чтобы защитить себя?)
Физиологические потребности (Мне важно задуматься, как обеспечить себе всё необходимое)
Не наводит ли вас эта последовательность на мысль, что это очень похоже на этапы развития ребенка? То, о чем он непосредствео задумывается?
Вы можете сказать, что без еды ребенок не будет ничего делать. Это так, но это инстинкт. А если мы возьмем имено мысли, то, о чем он думает? Ведь вопрос "Как обеспечить себя едой?" не входит в его арсенал, это задача родителей.
Такие дела. А вы что думаете? Какая пирамида кажется вам более актуальной?