Итак, попробуем сопоставить вместе два простых факта.
Факт номер 1:
продажи автомобилей в апреле упали на 70%
Причины очевидны: одни автопроизводители сократили поставки комплектующих, другие - остановили производство из-за "политической турбулентности", третьи - вовсе покинули рынок.
Причем многочисленные прогнозы и заверения "оптимистов", что нам якобы помогут китайские товарищи, не оправдались:
- продажи Haval сократились на 73%,
- продажи Geely сократились на 76%,
- продажи Chery сократились на 83%.
Ой!
А цены-то при этом растут, да еще как!..
Факт номер 2:
Минпромторг со всеми нашими заводами за много лет так и не сумел решить задачу по созданию своего (или локализации иностранного) приличного автомобиля
Дело тут в следующем: все производимые (собираемые) в России автомобили производятся как из отечественных, так и импортируемых компонентов. Для каждого автомобиля при этом можно рассчитать показатель локализации, соответствующей доле отечественных деталей в конкретной модели. И вот какую картину мы получили под чутким руководством Минпромторга:
- Лада Гранта - 57%,
- Нива - 52%,
- Лада Веста - 50%,
- Renault Duster - 27%,
- Kia Rio / Hyundai Solaris - 19%,
- Volkswagen Tiguan - 13%,
- Toyota Camry - 12%.
Ситуация в целом средненькая.
Может быть, с коммерческими и грузовыми автомобилями ситуация получше? Нет, она примерно такая же:
- Газель - 48%,
- Камаз 43118 - 43%,
- Ford Transit - 15%.
И вот вопрос: а чем же занималось Министерство промышленности и торговли последние годы?
Ведь тут дело даже не в том, что с 2014 года мы живем в условиях некоего геополитического кризиса (и, как следствие, надо всегда быть готовым к худшему), а в том, что повышение степени локализации элементарно экономически выгодно: больше добавленной стоимости, больше рабочих мест, больше развития технологий. Стимулирование локализации в автомобилестроении - прямая функции чиновников, ответственных за отечественную промышленность!..
Но - увы и ах - благополучные годы с экстремально высокими ценами на нефть были упущены, как были упущены и сравнительно спокойные 2015-2021 годы (а ведь пандемия в предыдущие два года опять же наглядно продемонстрировала, как плохо быть уязвимым из-за сложных цепочек поставок: не отгрузили где-то из-за большого числа заболевших чипы или форсунки или тормозные системы - и у тебя встал целый завод).
Что мы имеем сегодня?.. А сегодня мы имеем решения Правительства, предполагающие одобрение
- производства автомобилей по экологическому стандарту Евро-0 (принятому еще во времена, когда существовал СССР),
- производства автомобилей без антиблокировочных систем и систем динамической стабилизации (ABS и ESP)
- производства автомобилей без подушек безопасности и преднатяжителей ремней.
Правда, подобные разрешения будут действовать только до 1 февраля 2023 года, но и за это время наши заводы успеют выпустить немало архаичных, откровенно небезопасных автомобилей. Да и где гарантия, что потом эти разрешения не продлят?..
Конечно, во всем можно попробовать увидеть положительные стороны. Скажем, чем меньше автомобилей будут покупать россияне, тем меньше дворов-парковок будет в российских городах!
Но в целом ситуация тревожная. Ведь даже в таких вольготных условиях некоторые заводы будут работать лишь "вполсилы", а некоторые, возможно, не будут работать вовсе: комплектующих нет, как нет и покупательского спроса. А это означает, что тысячи рабочих, в том числе весьма высококвалифицированных, рискуют существенно потерять в своих доходах.
И вот другой вопрос: а как бизнес под чутким руководством Минпромторга собирается трудоустраивать всех этих людей?..
А что об этом думают простые россияне? Мы опросили энное количество человек - и люди в массе своей крайне недовольны подобным положением дел.
Полина (Московская область, эколог):
- Купили в конце зимы электромобиль Volkswagen: он намного выгоднее обычных машин на бензине. Конечно, в ужасе от того, что сейчас у нас будут выпускать небезопасные и неэкологичные автомобили
Екатерина (Москва, инженер-сметчик):
- У меня старая Honda. В нынешней ситуации покупка новой Honda мне недоступна - компания ушла с нашего рынка еще год назад; брать же условную Creta по нынешней цене желания нет никакого... Хотя, видимо, в будущем придется: у нас цены не падают - только растут...
Глеб (Самара, главный инженер):
- Год назад наметил себе покупку нового автомобиля; но цены выросли выросли так сильно, что теперь все планы придется пересмотреть... Самое обидное, что даже подержанные авто сильно подорожали.
Иван (Новосибирск, системный администратор):
- Цены и так жесть, а приходишь в салон - тебе предлагают самые дорогие комплектации, да еще и уверяют, что и они скоро кончатся. И ведь правда кончаются!.. Похожу еще пешком.
Евгений (Вологодская область, металлург):
- Год назад рост цен на автомобили спихивали сначала на нас, металлургов, мол, сталь дорогая; потом стали объяснять все пандемию, мол, цепочки поставок нарушены; теперь, видите ли, геополитика вмешалась... Интересно, какой предлог для повышения цен придумают завтра?
В принципе отставание отечественного автопрома - дело не новое. И в 1990-е, и в 1960-е, и в 1910-е отечественные автомобильные промышленность заметно отставали от европейских и американских. Это отставание власти порой пытались преодолеть - чаще всего в рамках сотрудничества с зарубежными производителями. Наиболее известны примеры заимствования и адаптации моделей Ford (в 1930-е) и Fiat (в 1960-е), но на самом деле и тот же "Камаз" создавали с учетом американского, японского, шведского опыта... Но сегодня догонять и перенимать чужой опыт будет даже сложнее, чем во времена противостояния капиталистического мира и соцлагеря.