Найти тему
Малдер расскажет

Зачем врачи 19 века придумали болезнь, чтобы отпугнуть женщин от езды на велосипеде?

Оглавление

Сегодня есть гораздо более опасные виды транспорта, чем велосипеды. Хотя согласно публикации Яна Сэвиджа, который подсчитал количество аварий на 1 километр, двухколёсный транспорт попадает в ДТП каждые 340 километров, а четырёхколёсный - 1 раз на 13 километров. Пусть это данные только Штатам, но получается, что статистически велосипед безопаснее машины в десятки раз.

Однако в 19 веке при езде на велосипеде нужно было помнить совсем об иной опасности. Ею была совершенно нелепая болезнь, целиком и полностью придуманная врачами.

Немного истории

Предшественником велосипеда, каким мы его знаем сегодня, был самокат из Франции. Это была устрашающая железная конструкция с деревянными колёсами, собранная предположительно в 1790-х годах.

Дальше историки спорят, кому приписывать пальму первенства: или нашему крестьянину-умельцу с Урала, Ефиме Артамонову, сконструировавшему велосипед-самокат в 1800 году, или немцу Карлу фон Драйсу, запатентовавшему своё устройство в 1817-м.

Ранний велосипед, запатентованный Карлом фон Драйсом в 1817 году
Ранний велосипед, запатентованный Карлом фон Драйсом в 1817 году

Так или иначе, к 1860-м годам этот вид транспорта стал приобретать всё большую популярность. У него появились резиновые шины, более удобный руль и, следовательно, велосипед стал значительно удобнее, быстро начав распространяться по Европе и миру.

"Велосипедное лицо"

Разработка новых моделей шла полным ходом и в 1871 году британец Джеймс Старли представил Ariel (огромное переднее колесо и небольшое заднее) - это был совершенно новый стандарт комфорта и велосипеды стали по-настоящему массовым видом транспорта.

Велосипед Ariel 1871 год. Диаметр переднего колеса - 127 сантиметров
Велосипед Ariel 1871 год. Диаметр переднего колеса - 127 сантиметров

Почти в каждой стране Европы начали производиться велосипеды подобной конструкции. Число сторонников езды на велосипедах росло, но вместе с ними росла и армия противников.

Как мы знаем сегодня, езда на велосипеде - это удобный и экологически чистый вид транспорта, а также это прямая польза для здоровья. Однако, некоторые врачи в конце 19 века стремились отговаривать людей от этого нового явления, утверждая, что езда на велосипеде вызывает редкое и пока неизученное состояние, названное ими "велосипедное лицо".

7 сентября 1895 года в британском "Литературном дайджесте" была опубликована статья с подробным описанием этой странной болезни. Она начиналась так:

- Считаем своим долгом предупредить читателей, которые чрезмерно увлечены "ездой на колесе". Английское сообщество врачей предупреждает о появлении нового заболевания, называемого "велосипедное лицо" (уставший и измождённый вид).

Такое лицо якобы было вызвано перенапряжением мышц тела из-за вертикального положения рук на руле и постоянного бессознательного усилия сохранять равновесие.

Велосипедная прогулка в 1887 году
Велосипедная прогулка в 1887 году

Хотя в конце статьи "Литературного дайджеста" имелось замечание о том, что некоторые велосипедисты опровергают существование такой болезни, называя её абсурдной. Тем не менее, оно продолжало высказываться.

Реакция женщин

Некоторые считали, что "велосипедное лицо" - это временное состояние, которое постепенно исчезнет, ​​если отказаться от велосипеда. В то время как другие полагали, что его симптомы останутся навсегда.

Однако, был у этой "болезни" и другой симптом, о котором газеты не писали. Это было скорее массовым слухом, как и следовало ожидать, женщины восприняли его особенно близко.

Женщина на велосипеде начала 20 века
Женщина на велосипеде начала 20 века

В основном врачи одобряли использование велосипеда для здоровья женщин, хотя были и те, кто считал, что езда на велосипеде для них очень опасна. Они полагали, что это может привести к смещению половых органов, в частности матки.

А что ещё больше беспокоило британских врачей, так это вероятность того, что велосипедные сидения позволят женщинам заниматься во время езды самоудовлетворением, а это якобы могло привести к отсутствию стремления продолжить род.

Некоторые мужья, восприняв этот слух всерьёз, даже запрещали своим жёнам ездить на велосипедах. Но прошло буквально десять лет, а теория врачей так и не нашла своего подтверждения, поэтому со временем женщины стали интересоваться этим видом транспорта не меньше чем мужчины.

Вот так, абсурдная болезнь "велосипедное лицо" и устаревшее мировоззрение едва ли не лишили женщин права кататься на велосипеде.