Сегодня есть гораздо более опасные виды транспорта, чем велосипеды. Хотя согласно публикации Яна Сэвиджа, который подсчитал количество аварий на 1 километр, двухколёсный транспорт попадает в ДТП каждые 340 километров, а четырёхколёсный - 1 раз на 13 километров. Пусть это данные только Штатам, но получается, что статистически велосипед безопаснее машины в десятки раз.
Однако в 19 веке при езде на велосипеде нужно было помнить совсем об иной опасности. Ею была совершенно нелепая болезнь, целиком и полностью придуманная врачами.
Немного истории
Предшественником велосипеда, каким мы его знаем сегодня, был самокат из Франции. Это была устрашающая железная конструкция с деревянными колёсами, собранная предположительно в 1790-х годах.
Дальше историки спорят, кому приписывать пальму первенства: или нашему крестьянину-умельцу с Урала, Ефиме Артамонову, сконструировавшему велосипед-самокат в 1800 году, или немцу Карлу фон Драйсу, запатентовавшему своё устройство в 1817-м.
Так или иначе, к 1860-м годам этот вид транспорта стал приобретать всё большую популярность. У него появились резиновые шины, более удобный руль и, следовательно, велосипед стал значительно удобнее, быстро начав распространяться по Европе и миру.
"Велосипедное лицо"
Разработка новых моделей шла полным ходом и в 1871 году британец Джеймс Старли представил Ariel (огромное переднее колесо и небольшое заднее) - это был совершенно новый стандарт комфорта и велосипеды стали по-настоящему массовым видом транспорта.
Почти в каждой стране Европы начали производиться велосипеды подобной конструкции. Число сторонников езды на велосипедах росло, но вместе с ними росла и армия противников.
Как мы знаем сегодня, езда на велосипеде - это удобный и экологически чистый вид транспорта, а также это прямая польза для здоровья. Однако, некоторые врачи в конце 19 века стремились отговаривать людей от этого нового явления, утверждая, что езда на велосипеде вызывает редкое и пока неизученное состояние, названное ими "велосипедное лицо".
7 сентября 1895 года в британском "Литературном дайджесте" была опубликована статья с подробным описанием этой странной болезни. Она начиналась так:
- Считаем своим долгом предупредить читателей, которые чрезмерно увлечены "ездой на колесе". Английское сообщество врачей предупреждает о появлении нового заболевания, называемого "велосипедное лицо" (уставший и измождённый вид).
Такое лицо якобы было вызвано перенапряжением мышц тела из-за вертикального положения рук на руле и постоянного бессознательного усилия сохранять равновесие.
Хотя в конце статьи "Литературного дайджеста" имелось замечание о том, что некоторые велосипедисты опровергают существование такой болезни, называя её абсурдной. Тем не менее, оно продолжало высказываться.
Реакция женщин
Некоторые считали, что "велосипедное лицо" - это временное состояние, которое постепенно исчезнет, если отказаться от велосипеда. В то время как другие полагали, что его симптомы останутся навсегда.
Однако, был у этой "болезни" и другой симптом, о котором газеты не писали. Это было скорее массовым слухом, как и следовало ожидать, женщины восприняли его особенно близко.
В основном врачи одобряли использование велосипеда для здоровья женщин, хотя были и те, кто считал, что езда на велосипеде для них очень опасна. Они полагали, что это может привести к смещению половых органов, в частности матки.
А что ещё больше беспокоило британских врачей, так это вероятность того, что велосипедные сидения позволят женщинам заниматься во время езды самоудовлетворением, а это якобы могло привести к отсутствию стремления продолжить род.
Некоторые мужья, восприняв этот слух всерьёз, даже запрещали своим жёнам ездить на велосипедах. Но прошло буквально десять лет, а теория врачей так и не нашла своего подтверждения, поэтому со временем женщины стали интересоваться этим видом транспорта не меньше чем мужчины.
Вот так, абсурдная болезнь "велосипедное лицо" и устаревшее мировоззрение едва ли не лишили женщин права кататься на велосипеде.