Это сейчас многие автовладельцы меняют машины как перчатки – раз в пятилетку. А в Советском Союзе на автомобилях ездили десятилетиями, передавая их из поколения в поколение и бережно заботясь.
Причем помыть машину, найти место для парковки возле дома или купить гараж не было серьезной проблемой. А отремонтировать и обслужить – было. Когда счастливые автовладельцы обнаруживали, как трудно устранить неисправность, вся эйфория пропадала.
Обслуживание на СТО – для избранных
Станции технического обслуживания существовали в СССР еще с 1950-х годов. В 1970-х их стало гораздо больше. Причиной разрастания сети стало строительство тольяттинского автомобильного завода. Машины появились почти в каждой семье, и всем их нужно было где-то ремонтировать.
Любой владелец жигулей получал право обслуживать авто на фирменной станции, а не где попало. Сначала это звучало гордо и даже престижно. В прессе писали, что водителю нужно только записаться на СТО, назвав номер машины и пробег, приехать в нужное время, а квалифицированный мастер сделает всё в лучшем виде. И даже авто перекрасит, если подруге надоест имеющийся оттенок.
Вскоре стало понятно, что термин «Техобслуживание» значил «обслуживание тех», а не «этих». «Этим» приходилось названивать целый день, чтобы записаться, занимать очередь на СТО еще с ночи, спать в машине и только потом, дай бог, попадать к мастеру. Кузовных работ советским водителям и вовсе приходилось ждать по полгода.
Но вот проблема. Самых важных и нужных запчастей на СТО, как назло, практически никогда не было. А если и были, то они предназначались как раз для «тех» и продавались по завышенной цене. Самыми дефицитными запчастями были тормозные колодки и шаровые опоры. Рядовые граждане обычно покупали их втридорога на черном рынке. Просто потому, что других вариантов не было.
А «этих» на СТО ждали только ужасы. «Квалифицированные» мастера с умным видом рассказывали автовладельцам, не разбирающимся в машинах, всякие ужасы и записывали в заказ-наряд работы, которые даже не собирались делать. Водитель же оплачивал полную стоимость услуг по прейскуранту. А по факту мастер выполнял лишь те операции, запчасти для которых были в наличии. В итоге машина выезжала из сервиса в неисправном состоянии.
Более того, большая часть автосервисов располагалась в помещениях, которые совершенно не были для этого приспособлены. Зачастую это были полуразрушенные сараи с трещинами. Не было отдельных помещений и для пользующихся спросом кузовных работ. Поэтому технология малярных работ никогда не выдерживалась. Из-за отсутствия зоны хранения свежевыкрашенную машину вполне могли выкатить на улицу, когда шел снег или дождь.
Большинство советских граждан после визита на такую станцию бросались искать другое место для ремонта и обслуживания машины. И правильно делали.
Постепенно люди окончательно потеряли веру в фирменные СТО.
Или чини сам, или ищи гаражника
Ситуацию нужно было как-то исправлять.
Некоторые автовладельцы искали редкие станции самообслуживания. В СССР их было мало и предназначались они для тех, кто мог обслужить машину своими руками. Такие заведения брали 55 копеек за мытье авто, 50 копеек просили за час аренды эстакады. Еще 50 копеек – за аренду инструментов. Даже если автовладелец не разбирался в устройстве железного коня, он мог взять подробную инструкцию по эксплуатации и сделать всё по ней.
Некоторые покупали запчасти на черном рынке у спекулянтов и чинили машины прямо во дворе. Счастливчикам удавалось раздобыть нужные детали в магазине, оказавшись у прилавка в нужное время. Но таких случаев – единицы.
По выходным у домов постоянно развертывались мини-мастерские. Владельцы выкатывали авто и при всеобщей поддержке соседей меняли свечи и тормозные колодки, отлаживали кабрюраторы и заделывали дырки в кузове эпоксидной смолой.
Лишь немногие советские водители искали умельцев, которые ремонтировали автомобили себе и знакомым. Таких мастеров называли гаражниками. С ними всегда можно было договориться и обслужить машину всего за пару бутылочек.
Почему фирменные СТО потерпели крах
Попытка перенести на советскую почву западный опыт, когда завод производит и ремонтирует автомобили, не увенчалась успехом. И потому, что нигде в мире производитель не занимается обслуживанием машин самостоятельно.
Это задача дилеров, которых в Советском Союзе не было. Ну не мог даже такой гигант, как ВАЗ, построить большую станцию в каждом городе.
Что изменилось
Позднее в нашу страну пришли крупные дилеры, и ситуация с ремонтом и техобслуживанием стабилизировалась. Теперь в каждом городе есть официальные лицензированные сервисы, где трудятся профессионалы. Они постоянно повышают квалификацию и работают на современном оборудовании.
Проблем с запчастями нет. Официальный дилер напрямую сотрудничает с производителем и закупает только оригинальные запчасти заводского происхождения. Они всегда есть в наличии. Поэтому во время техобслуживания не произойдет такой ситуации, как в Советском Союзе, когда нужной детали не оказывалось.
Лицензированный сервис несет ответственность за качество работы и организует процесс проведения техобслуживания по стандартам производителя.
Единственным недостатком ТО у официального дилера остается высокая стоимость работ. Но и эту проблему легко решить.
В 2013 году была основана площадка Autospot. Это бесплатный сервис для поиска дилеров, у которых можно пройти техобслуживание со скидкой.
Как это работает:
- Укажите марку и модель авто, поколение, модификацию и номер техобслуживания.
- Изучите карту города с указанием цен на ТО вашего автомобиля.
- Выберите предложение, которое подходит вам по цене и местоположению сервиса.
- Запишитесь на ТО в один клик, закрепив за собой максимальную скидку.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы следить за актуальными новостями.