Найти тему
RU – BY (Россия – Беларусь)

Что будет с электросамокатами

Оглавление
Верховный суд РФ признал гаджеты транспортным средством. Что изменится после этого решения?

Николай ВАЛУЕВ: Электросамокатчики должны сдавать экзамен ПДД

Такого человека, как Николай Валуев, ни любой велосипед выдержит. Фото: riastrela.ru
Такого человека, как Николай Валуев, ни любой велосипед выдержит. Фото: riastrela.ru

Запутались в терминах

Поводом для исследования суда стал иск автомобилиста, который попал в ДТП с электросамокатом. Его владелец влетел головой в колесо машины Давида Чепечяна и погиб на месте. Полиция возбудила уголовное дело за нарушение ПДД и эксплуатацию транспортных средств, повлекшие смерть человека. Адвокат Чепечяна пыталась добиться от Верховного суда признания, что электросамокатчики – пешеходы, которые не имеют права выезжать на проезжую часть. Но ВС счел законным положение, позволяющее отнести их к транспортным средствам.

Путаницы в терминах можно было избежать, если бы новую технику официально отнесли хоть к какой-то категории. Как навести порядок с модными гаджетами, «СВ» рассказал депутат Госдумы, зампред Комиссии ПС по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий Николай Валуев.

Нет тела – нет дела

– Может ли что-то измениться в правовом поле после решения Верховного суда?

– Пока рано давать прогнозы. Решение ВС – первый шаг к нормативному урегулированию ситуации, которое пока не поспевает за всенародной любовью к индивидуальному электротранспорту.

С одной стороны, логично было бы считать их транспортным средством. Когда появляются правила, появляются нарушители, а значит, и законное наказание. А пока все как в пословице: «Нет тела – нет дела».

С другой стороны, если это транспорт, он должен передвигаться по дорожному полотну. При этом у владельцев не потребуют ни водительского удостоверения, ни средств защиты, ни тех же зеркал заднего вида. А знание правил, как и возраст гонщиков, никто не будет проверять. Автомобилисты, и без того невероятно опасающиеся непредсказуемых и очень маневренных велосипедистов, мотоциклистов, будут не рады такому соседству.

Популярные и безобидные с виду устройства все чаще  становятся угрозой для окружающих. Фото: Кирилл ЗЫКОВ/Агентство городских новостей «Москва»
Популярные и безобидные с виду устройства все чаще становятся угрозой для окружающих. Фото: Кирилл ЗЫКОВ/Агентство городских новостей «Москва»

Прежде чем говорить о законодательном регулировании, следует подготовить городскую инфраструктуру, сделать приличные велодорожки. Эту проблему нужно решить Минтрансу вместе с заинтересованными ведомствами.

– У водителей электросамокатов не потребуют права, если их признают транспортным средством?

– Это все-таки более ограниченный способ передвижения по сравнению с автомобилями или мопедами. Они ведь не нужны, скажем, велосипедистам.

– Другие правила могут ввести? Например, требование носить шлем или вешать на электросамокат номер.

– Их наличие – это уже другой разговор. С помощью номера можно будет идентифицировать и найти владельца самоката, если он попадет в ДТП, собьет пешехода или в принципе нарушит ПДД. А в некоторых странах самокат еще нужно оборудовать гудком, передними и задними фарами, зеркалом заднего вида, а на водителе должна быть светоотражающая одежда.

Было бы уместным ужесточить отбор пользователей сервисов кикшеринга (аренды самокатов, ред.) – ввести тест и верификацию возраста. Такой опыт есть в Японии: человек, прибегающий к услугам каршеринга, должен пройти своеобразный экзамен на знание ПДД в приложении без единой ошибки. В каком виде это может быть реализовано – решат профильные ведомства, выслушав автоэкспертов, автошколы и ГАИ.

Современные электроскутеры по скорости могут соперничать с автомобилем. Вот только стоит ли это делать? Фото: www.province.ru
Современные электроскутеры по скорости могут соперничать с автомобилем. Вот только стоит ли это делать? Фото: www.province.ru

Максимум 25 километров в час

– Оптимальная скорость для устройств, чтобы они были безопасными?

– Ограничения зависят от городской инфраструктуры: наличия велодорожек и полос для общественного транспорта, разрешенной скорости для автомобилистов и плотности движения пешеходов на тротуарах. В среднем, по опыту наших соседей, это 20 – 25 километров в час.

– А что-то вроде ОСАГО может для них появиться?

– Страхование гражданской ответственности для электросамокатов – тоже вполне адекватное решение, его уже практикуют в мире.

– Что делать с уличными пунктами проката, которые в той же Москве простаивают с весны до самой осени почти на каждом углу?

– Пункты в самых неподходящих для этого местах вызывают раздражение у пешеходов и затрудняют движение. Но больше претензий к пользователям кикшеринга, которые бросают самокаты где попало. Их нужно штрафовать и блокировать при повторном нарушении, чтобы взять гаджет они больше не смогли.

Хорошо, когда безопасной езде на самокате учат с детства. Фото: elektro-mall.ru
Хорошо, когда безопасной езде на самокате учат с детства. Фото: elektro-mall.ru

А как в Беларуси?

Средства персональной мобильности

– Как решают проблему в Беларуси?

– Электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сигвеи и прочие устройства отнесли в ПДД к средствам персональной мобильности. Теперь передвигаться на них можно будет по велосипедной дорожке, а если ее нет – по тротуару, пешеходной дорожке, обочине со скоростью не больше 25 километров в час. А детям до четырнадцати лет запретили пользоваться гаджетами вне жилой или пешеходной зоны.

Однако и там есть вопросы – по поводу шлема, номера, экзамена на знание ПДД. Думаю, белорусы обратят на это внимание. Ведь резонансные ДТП с участием электротранспорта в республике уже происходили.

Печально, что любой проблемой страны начинают заниматься только после событий, дающих сигнал, что «рынок» сам не справляется.

Имей в виду

Чаще всего в аварии самокатчики попадают на проезжей части. Например, в октябре в Москве скутермен влетел в «газель» и разбился насмерть.

В будущем число таких ДТП может увеличиться: по данным ретейлеров и маркетплейсов, продажи скутеров и моноколес в России за год выросли в три – шесть раз.

-5

Правила

Обгонять машины нельзя

В октябре 2021 года Минтранс и МВД России представили поправки в ПДД, касающиеся электросамокатов, гироскутеров, сигвеев и моноколес:

Максимальную скорость гаджетов предложили ограничить 25 километрами в час, а их вес в местах для пешеходов – 35 килограммами.

Кататься на электротранспорте детям до семи лет хотят разрешить только в сопровождении взрослых и лишь по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам.

С четырнадцати лет можно будет встать на самокат или моноколесо одному и даже выезжать на обочину дороги или правый край проезжей части. Но только если поблизости нет тротуаров и пешеходных дорожек, а на дороге действует ограничение скорости до шестидесяти километров в час. При этом объезжать или обгонять проезжающие мимо машины будет нельзя.

Водители электротранспорта должны будут реагировать на сигналы регулировщика для пешеходов.

Закон собирались принять до весны 2022 года, но процесс затянулся.

А как вы относитесь к электросамокатам? Пишите в комментариях👇👇👇, нам важно знать ваше мнение!

Анастасия ЯЛАНСКАЯ

© "Союзное Вече", № 18/2022

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍