Найти в Дзене
Автоканал 22

Как в СССР начали делать автомобильные дизели? 7 особенностей ярославских двухтактных дизелей и 5 причин отказа от них

Оглавление

Работы по созданию отечественных дизелей начались в 30-е годы. В 33-м ярославцы собрали первые дизели «Коджу», который перед войной был принят к производству на Уфимском заводе. Завод передали в авиапромышленность и намерения не осуществились. Как начали делать серийные автомобильные дизели после войны можно узнать, прочитав предложенную публикацию.

Двухтактный дизель ЯАЗ-204 стал первым автомобильным дизелем, выпускавшимся серийно. Адрес иллюстрации: https://sptechnika.ru/avtotransport/dvigatel-yaaz-m204-i-yaaz-m206-princip-raboty/
Двухтактный дизель ЯАЗ-204 стал первым автомобильным дизелем, выпускавшимся серийно. Адрес иллюстрации: https://sptechnika.ru/avtotransport/dvigatel-yaaz-m204-i-yaaz-m206-princip-raboty/

Как начали производить дизели в Ярославле?

Ярославские специалисты присматривались к американским дизелям до войны и даже начали проектирование своего дизеля, в основу которого положили конструкцию детройтского мотора 71-й серии. С середины 43-го года за три года ярославцы выпустили почти 2300 арттягачей Я-12. Они комплектовались купленными у американцев силовыми агрегатами в составе дизеля GMC 4-71, 32-го сцепления Long и 5553-й коробки Spicer.

Рабочий процесс двухтактного дизеля ЯАЗ. Адрес иллюстрации: http://84.22.143.158/files/Руководства/Отечественные%20автомобили/ЯМЗ/Двигатели%20ЯАЗ-М204%20и%20ЯАЗ-М206.pdf
Рабочий процесс двухтактного дизеля ЯАЗ. Адрес иллюстрации: http://84.22.143.158/files/Руководства/Отечественные%20автомобили/ЯМЗ/Двигатели%20ЯАЗ-М204%20и%20ЯАЗ-М206.pdf

Переделку моторов под метрическую систему, суровый климат и особенности советского производства ярославцы начали в 44-м году. Возглавлял работу И.И. Дронг, который за создание арттягачей был отмечен орденом Красной Звезды. К концу войны были изготовлены и испытаны опытные дизели, показавшие удовлетворительные для того времени характеристики удельной мощности и расхода солярки.

Поперечный разрез дизеля ЯАЗ. Адрес иллюстрации: https://mash-xxl.info/page/093036163149050031065028009015127005009101007002/
Поперечный разрез дизеля ЯАЗ. Адрес иллюстрации: https://mash-xxl.info/page/093036163149050031065028009015127005009101007002/

Двух и шестицилиндровые моторы получили заводской индекс ЯАЗ-204/6 соответственно. Процесс доводки затянулся, в серию моторы пошли в 47-м году. В это же время завод модернизировался и обретал производственные мощности для серийного изготовления дизелей. Новые моторы предполагалось ставить на грузовики 200-й серии.

Поперечный разрез дизеля ЯАЗ-204. Адрес иллюстрации: https://mash-xxl.info/page/093036163149050031065028009015127005009101007002/
Поперечный разрез дизеля ЯАЗ-204. Адрес иллюстрации: https://mash-xxl.info/page/093036163149050031065028009015127005009101007002/

Позднее ярославскими моторами комплектовались минские и кременчугские грузовики, а также малые суда и разного рода автономные установки: сварочные, генераторные, насосные. Ярославские «двухтактники» были проще детройтских, оказались менее удачными и выпускались только 20 лет, в то время как оригиналы – до 95-го года.

7 отличий двухтактных ярославских дизелей.

  • Рабочий цикл выполнялся за один оборот коленвала.
  • Принудительное нагнетание воздуха в кольцевую полость вокруг гильзы.
  • Щелевая и клапанная продувка цилиндров по прямоточной схеме.
  • Уравновешивающий механизм для сил инерции.
Адрес иллюстрации: https://mash-xxl.info/page/093036163149050031065028009015127005009101007002/
Адрес иллюстрации: https://mash-xxl.info/page/093036163149050031065028009015127005009101007002/

  • Насос-форсунка в каждом цилиндре с давлением впрыска, зависящим от числа оборотов, что приводило к неполному сгоранию топлива на малых оборотах мотора.
  • Значительные тепловые нагрузки, требующие надёжной смазки, интенсивного охлаждения и своевременного обслуживания.
  • Сцепление с одним диском и центральной пружиной конического типа, а так же пятиступенчатой КПП.

5 причины отказа от производства двухтактных дизелей в СССР?

  • Малый ресурс «двухтактника» вызван короблением «сухой» части гильзы в районе продувочных окон, что вызвано коротким рабочим процессом, повышающим температуру гильзы. Продувка цилиндра выполнялась через два выпускных клапана в головке и 64 отверстия диаметром 8 мм в «сухой» части гильзы, расположенные в два ряда. Позднее стали делать семнадцать 16-тимиллиметровых отверстий в один ряд, но это не на много увеличило ресурс.
  • Вторым показателем, снижающим ресурс мотора, являются значительные односторонние механические и тепловые нагрузки на вкладыши и поршневой палец. Первые вызваны однооборотным рабочим циклом. Вторые – перегревом узлов.
ГРузовик ЯАЗ-200 комплектовался 110 сильным дизелем ЯАЗ-204. Адрес иллюстрации: https://forum.ww2.ru/uploads/monthly_07_2009/post-27633-1248696476.jpg
ГРузовик ЯАЗ-200 комплектовался 110 сильным дизелем ЯАЗ-204. Адрес иллюстрации: https://forum.ww2.ru/uploads/monthly_07_2009/post-27633-1248696476.jpg
  • Больший, чем у четырёхтактных дизелей, расход воздуха, при условии его запылённости, быстрее «засоряет» фильтры и способствует интенсивному износу трущихся частей.
  • Тщательным изучением рабочего процесса двухтактного дизеля в Союзе активно начали заниматься танкостроители Харькова после войны. При его проектировании требуется тщательный расчёт размерных цепочек и долгая доводка, что сопряжёно с затратами времени и средств.
  • Для качественного производства необходима высочайшая культура и дисциплина производства, что в то время было возможно только в военной промышленности.

Все вышеперечисленные сложности, многократно множившиеся при эксплуатации двухтактных дизелей, привели к прекращению их производства в Ярославле. Им на смену пришли четырёхтактные моторы, требующие меньших производственных и эксплуатационных затрат.

Также можно ознакомиться:

Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод

Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500

Каким был грузовик-вездеход Советской Армии и нефтегазового комплекса? КрАЗ-255Б и армейская быль о нём

Источники: https://cont.ws/@bokshanskiy/1896290/full, https://ru.wikipedia.org/wiki/ЯАЗ-204, http://84.22.143.158/files/Руководства/Отечественные%20автомобили/ЯМЗ/Двигатели%20ЯАЗ-М204%20и%20ЯАЗ-М206.pdf
Источники: https://cont.ws/@bokshanskiy/1896290/full, https://ru.wikipedia.org/wiki/ЯАЗ-204, http://84.22.143.158/files/Руководства/Отечественные%20автомобили/ЯМЗ/Двигатели%20ЯАЗ-М204%20и%20ЯАЗ-М206.pdf

#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #двигатели #грузовики

Авто
5,66 млн интересуются