Найти тему
Иду и смотрю

Бронированный президентский лимузин встречает гостей у входа в музей

Президентский автомобиль – легенда и гордость отечественного автомобилестроения – сам достоин отдельной экскурсии. И в музее первого президента России такая экскурсия разработана, часть материалов выложена на сайте Ельцин Центра.

Даже сегодня лимузин имеет эффектный вид
Даже сегодня лимузин имеет эффектный вид

Лимузин, который возил президента, а теперь является музейным экспонатом, был собран в 1997 году в спец цехе «ЗИЛа» вручную, но не на конвейере, а на стапелях, как океанский лайнер. На постройку каждого экземпляра уходило тогда по 5 с половиной месяцев. Красили авто нитроэмалью в 9-15 слоев с просушкой и полировкой каждого слоя, последний слой наносили уже после технических испытаний.

Даже сегодня лимузин имеет эффектный вид. Собственно, в этом состояла главная цель рестайлинга предыдущей модели 41045, проведенного во второй половине 80-х: оптика и поворотники получили другую форму, передние боковые стекла лишились форточек, стала более выразительной решетка радиатора, изменилось месторасположение зеркал заднего вида. Руководитель государства много ездил по стране и за рубеж, его лимузин, как и положено, путешествовал вместе с ним. Бронированная машина должна была производить впечатление как за границей, так и дома.

Бронированная машина должна была производить впечатление как за границей, так и дома.
Бронированная машина должна была производить впечатление как за границей, так и дома.

Всего таких машин с середины 80-х до 1999 года* было выпущено менее 20, на учете с номерными знаками РФ стояли всего 13 лимузинов. В интернете пишут, что всего в рабочем состоянии сохранилось 10 экземпляров, преимущественно в частных коллекциях. В основном это списанные и восстановленные автомобили. «Ельцинский» ЗИЛ в 2013 году выехал из гаража самостоятельно, история его транспортировки размещена на сайте Ельцин Центра**.

Технические характеристики автомобиля впечатляют: вес со снаряжением – 5 с половиной тонн. Мощность двигателя – 315 лошадиных сил, объем – 7680 кубических сантиметров. Скорость он развивает до 190 километров в час, до ста километров разгоняется всего за 13 секунд.

«Танками во фраке» называют иногда это семейство лимузинов скрытого бронирования: бронезащита крепче, чем у некоторых танков – толщина стали 8-10 мм., толщина пуленепробиваемых стекол – 41 мм. Вес двери около двухсот килограммов. Автомобиль оснащен системами анти-прослушивания и защиты от радиации. Обычно на такие автомобили устанавливают пуленепробиваемую резину отечественной марки «Гранит», у которой по кругу в зоне прилегания идет специальный силиконовый бандаж. Шины для бронированных лимузинов проверялись на том же оборудовании, что и для космических челноков «Буран».

-3

Салон ельцинского лимузина выдержан в духе хозяина – аскетичный, строгий. Кожаные сидения только впереди. Диваны в салоне – велюровые, исключительного серебристого цвета, с объемным рисунком в технике «пике» – очень красивые. Никакого «гламура» и «лакшери» в виде золота, хрусталя и прочих излишеств.

Борис Ельцин называл лимузин "рабочим кабинетом"
Борис Ельцин называл лимузин "рабочим кабинетом"

Капсульная конструкция автомобиля – это советское ноу-хау. Надежность традиционной схемы бронирования, когда серийный автомобиль защищался бронированными листами, а стекла заменялись на пуленепробиваемые, оставляла желать лучшего, и советские инженеры придумали оригинальную версию – капсульную, когда сам автомобиль строится вокруг бронированной капсулы. Материалы для бронирования использовались только отечественного (курганского) производства. По защищенности ЗИЛ не могли превзойти никакие зарубежные аналоги. Но после распада СССР один автомобиль был выкуплен и разобран. Идею скопировали.

Испытания обстрелом и подрывом подтвердили обоснованность главных инженерных решений – несмотря на полученные повреждения, ЗИЛ-41052 смог своим ходом уйти из опасной зоны, а это означало, что находящиеся в нем пассажиры имели большой шанс остаться в живых.

Ещё одна особенность ЗИЛ-41052, подтвержденная испытаниями – этот автомобиль невозможно перевернуть. Объясняется это не только особенностями рамного шасси, но и тем, что автомобиль весит пять с половиной тонн. Центр тяжести бронированной капсулы приходится на дно автомобиля.

Все жизненно необходимые системы обеспечения автомобиля продублированы.

Установленный на автомобиле двигатель ЗИЛ-4104 является уникальным не только для отечественного, но и для мирового двигателестроения и больше подошел бы легкому танку. Достаточно сказать, что в двигатель заливалось 12 литров масла, а в систему охлаждения – 21,5 литра охлаждающей жидкости. Ну и конструкция топливного бака также была особой.

Подобные лимузины и машины сопровождения до сих пор используются для специальных, торжественных мероприятий, для показа иностранным гостям, для мастер-классов по езде правительственных автомобилей в экстремальных условиях.

Гигантского завода, на котором их делали, уже не существует. Остался только механосборочный цех № 6, ставший отдельным предприятием. Он до сих пор остается на плаву, реставрирует и даже изготавливает уникальные автомобили по индивидуальным заказам.

*В 2002 году на «ЗИЛе» по спецзаказу сделали лимузин для президента Казахстана.

**Редкий автомобиль в дар Музею Б.Н. Ельцина безвозмездно передала Федеральная служба охраны России. Из Москвы бронированный ЗИЛ был отправлен в Екатеринбург, родной город Бориса Николаевича, весной 2013 года. https://yeltsin.ru/news/prezidentskiy-zil-uehal-na-rodinu-hozyaina/

Лимузин
0