Наконец дошли руки написать этот роман!
Принцип такой же, как в предыдущем материале:
Кому лень смотреть предыдущую статью, просто напоминаю:
- Обязательно делаем разминку: хоть побегать, хоть помахать руками, но ребенок минут 5 должен разогреваться - это уменьшает вероятность травм;
- 4 раунда упражнений. В каждом раунде 2 упражнения, которые надо 3 раза по кругу повторить, прежде чем перейти к следующему раунду.
Для тех, кто не понимает зачем это всё ребенку с речевыми проблемами, когда вроде как надо заниматься логопедией, математиками и прочими подобными вещами: физическое развитие тоже очень важно. Около половины мозга задействовано в организации движений!
Половина лобной доли, отвечающей за волю, самоконтроль, внимание (в том числе к другим людям, подражанию) составляет моторная кора, отвечающие за целенаправленные движения - от задумки до контроля над выполнением и получения результата движения.
Теменная доля ответственна за проприоцепцию (понимание положения тела) и восприятие пространства. При её поражении можно наблюдать различного рода диспраксии/апраксии: неумение одеваться, конструировать, расчесываться, говорить, ходить и прочее. Вы вроде как двигаетесь, не парализованы, но тело словно не ваше и отказывается подчиняться.
Прямо не задействована, но помогает контролировать движения, делать их более точными, повторять, зрительная кора в затылочной доле.
Есть ещё масса подкорковых структур, которые тоже активизируются во время целенаправленных движений. Я не буду их перечислять - думаю, и так понятно, что я хотела донести. А именно: качественная физическая нагрузка вынуждает работать (и дозревать) практически весь мозг. Необязательно качаться или заниматься профессиональным спортом - важна именно целенаправленная, контролируемая физическая деятельность.
Лёва занимается накачкой потому, что помимо несомненной пользы для мозга, у него была гипотония (слабость мышц), угроза сколиоза и слабый пресс, ослабляющий собой и поясницу. То есть, мне это интересно и с точки зрения его физического здоровья. И я публикую эти материалы на тот случай, если кому-то тоже, как нам, нужно решить похожие проблемы.
Напоминаю, что я не претендую на истину в последней инстанции. Я подбирала эти упражнения прежде всего для своего сына, ориентируясь на его возможности.
Вы должны всегда ориентироваться на возможности СВОЕГО ребёнка. Необязательно повторять всё тютелька в тютельку, как я сказала. Слишком сложно - сделайте легче или подберите альтернативу. Слишком легко - добавьте повторений/веса. Именно так можно достичь лучшего результата.
Тренировка 2:
Раунд 1:
- Динамическая планка - 5 раз (развивает мышцы пресса, груди, спины).
Простое упражнение: ребенок стоит на локтях в планке, поочередно поднимается на одну руку, на вторую руку, а потом точно так же возвращается обратно в планку на локтях.
Нажмите на эту ссылку, чтобы увидеть наглядно.
Техника: Важно, чтобы попа не поднималась выше головы. Если это будет происходить, то не будет работать пресс, снимется добрая часть нагрузки с рук. Если ребенок сам не контролирует свое положение, поставьте ладонь туда, где максимум должна быть попа. Он упрется в руку, но будет делать упражнение правильно.
Ладони нельзя выставлять вперёд - они должны находиться под плечами.
Если архитяжело, начинаем с самого простого - стояния в планке по 5-10-15 секунд, можно на локтях - так полегче.
- Подъём прямых ног - 5 раз (нижняя часть пресса, поясница)
Технику можно посмотреть по этой ссылке.
Лёжа на спине, ребенок поднимает и опускает настолько прямые ноги, насколько может. Ноги поднимаются под +/- прямым углом к полу, после чего идут вниз. Закидывать их куда-то на грудь или за голову не надо!!! Это не качает пресс, а перегружает спину. В идеале ноги опускаются не до конца (примерно 20 см до пола). Но новичкам поначалу можно опускать ноги на пол.
Кому очень тяжело (слабый пресс, поясница): можно положить ладони под попу - это снизит нагрузку на поясницу, избавит от излишнего напряжения.
Не требуйте идеальной прямоты ног! У всех разные физические возможности - не все могут даже при хорошей физической подготовке вытянуть нижние конечности, как балерины. Требуйте только того, что может ребенок.
Раунд 2:
- Супермен (Лодочка) - 5 раз (мышцы, поддерживающие позвоночник, особенно поясница).
Ребенку нужно лечь на живот, оторвать руки и ноги от земли, задержаться так на пару секунд, опуститься вниз и повторить снова. По ссылке можно посмотреть технику.
Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение весьма непростое, особенно по части подъёма ног - в идеале их нужно поднимать чуть отрывая колени от пола, что очень хорошо прорабатывает поясницу. Но одновременный подъем с руками может запутать ребенка, поэтому если прям совсем тяжко, можно сначала поднимать только руки, а потом только ноги. Когда окрепнет - можно поднимать всё одновременно или даже добавить маленькую гантельку в руки (0.5-1 кг).
В позе лёжа на животе мозг иногда "забывает" где у него ноги потому, что не видит их и это непривычное положение для управления ими. Ребенок может не понимать чем ему шевелить: вы ему "Поднимай ноги", а он "Ээээ?". Можно подсказать, потрогав ноги - от прикосновения в мозг по нервам пойдут сигналы от ног и ему будет легче найти "потерявшуюся" конечность.
Также по ссылке вы могли видеть, что девушка делает это упражнение очень плавно. От детей, особенно с задержками развития, таких чудес ждать не стоит. У меня Лева, например, отрывал руки-ноги от пола и сразу бахался вниз. Чтобы задержать его в позиции, я сказала поднимать руки-ноги, считать до 3 и только тогда опускать. Если ваш ребенок с трудом держится секунду, не то, что три, попросите его подниматься в позицию и говорить какое-нибудь короткое слово, например "Кот", и после этого опускаться.
- Трицепс на полу - 5 раз (трицепс, мышцы верха спины);
Ребенок упирается прямыми руками в пол. Сгибая руки, приседает вниз и возвращается в исходное положение.
Требуется соблюдение техники безопасности:
- Ладони не надо заворачивать на себя;
- Ладони ставим немного шире плеч.
Упражнение простое, ОЧЕНЬ эффективное. Можете брать и себе на вооружение, если, например, есть болтающаяся на руках кожа - оно решает такие проблемы.
Обратите внимание: как и с ногами в супермене, здесь ребёнок может плохо чувствовать руки, не контролировать их (потому, что не видит). Поэтому у вас может быть картина выполнения, когда попа поднимается вверх/вниз, а руки при этом остаются прямые - это безвредно, но НЕ правильно!!!
Таз в этом упражнении в правильном варианте идёт вниз только потому, что сгибаются локти. Просто так махать туловищем туда-сюда не надо - это бесполезно. Обязательно надо напоминать сгибать локти. Можно трогать локти, напоминая мозгу где они и какое у них положение.
Раунд 3:
- Выпады - 5 раз/каждая нога (ноги, ягодицы, равновесие);
Сложное упражнение не только для детей, но и для взрослых. Но уж очень хорошо оно качает ноги. А накачанные ноги - основа ровной спины.
Техника: ноги на ширине плеч. Ребенок шагает вперёд, сгибая ногу под прямым углом к полу и возвращается в исходное положение.
Несмотря на кажущуюся простоту, тут вагон подводных камней. Например, не ждите, что у ребенка получится сразу низко присесть и сделать упражнение под прямым углом. Поначалу нормально согнуть ногу и не до конца. Просто со временем требуйте каждый раз садиться чуть глубже.
Ещё один важный момент - равновесие. Ноги ни в коем случае не должны находиться на одной линии. Нога, которая идёт вперёд, выставляется как бы чуть в сторону от той, что сзади - так удержать равновесие реально, а с ногами на одной линии - нет. Но это мы с вами понимаем, а "пациент" может голосить, не врубаясь в инструкцию. В таком случае сделайте разметку на полу, чтобы ребенок видел, куда ему шагать. Например, наклейте на пол наклейку или поставьте гантелю и скажите ставить вышагивающую ногу за ней.
Допустимо поставить сбоку стул со спинкой или дать свою руку для опоры. Сын первый месяц то и дело заваливался вбок и опора помогала ему удержаться.
Как и в классических приседаниях, здесь важно, чтобы колено в приседе не выступало за носок!!! Коленям будет очень больно, если с ними так поступать.
Спина как можно прямее - ребенок не должен заваливаться вперед.
- Жим гантелей вверх (плечи, руки, верх спины)
Очень эффективное упражнение для плеч, имитирующее турник и в какой-то мере его заменяющее.
Не берите большие гантели!!! Большие гантели для здоровенных дядек! Я, взрослая и довольно спортивная тетя, на это упражнение не беру вес больше 3 кг. Для детей, особенно начинающих и слабых - 2 гантельки по 0.5 кг хватит за глаза.
Это упражнение можно выполнять стоя или сидя, но в случае со слабыми и невнимательными товарищами с ОВЗ лучше все же сидя. Спинка стула лишит ребёнка возможности выгибать вперёд живот, перегружая поясницу.
Следите за руками! Мой здесь халявил: то локти слишком сильно опустит вниз, то руки не выпрямит толком, поднимая гантели. Под опускающиеся руки ставим свои ладони в качестве ограничителя - чтобы опускал не ниже. Если поднятые руки полусогнутые, то может решить вопрос выполнение перед зеркалом или похлопывание по локтям - напоминание мозгу, в каком положении локти.
Раунд 4:
- Русский твист - 5 раз в каждую сторону (пресс);
Нажмите на ссылку и вы увидите как выглядит идеальный русский твист.
Ваш ребенок тоже такое сможет.
Но сначала нужно научиться двигаться в облегченном варианте:
- Гантеля не нужна - только руки сцепить в кулак и касаться кулаком пола при поворотах;
- Ноги полусогнуты и на полу. Не надо их поднимать;
- Спина немного отклонена назад.
Постепенно усложняем ребёнку жизнь упражнение, увеличивая количество повторов. Дошли до 10 - можно вручить гантельку на 0,5-1 кг. Дошли до 15 - к гантели присоединяются поднятые ноги. С 20 повторов опять утяжеляем веса и т.д.
Не форсируйте. Не нужно на каждой тренировке добавлять по 5 повторов. Лучше 2-3 недели делать по 5, потом 2-3 недели по 7, потом 2-3 недели по 10 и т.д. Так плавно растет сила, уменьшается вероятность травматизма и негативизма.
Это касается всех упражнений, не только этого.
- Планка с подъемом рук (1 кг) - 5р./каждая рука (грудь, руки, спина, пресс).
Технику можно посмотреть здесь - ссылка.
Сначала, понятное дело, никаких гантелей нет: ребенок просто стоит в планке и просто поочередно поднимает руки, как в примере по ссылке.
Позже гантели можно добавить, но не круглые, а с гранями, а то разъедутся под руками. Если боитесь гантелей, можно купить ручные утяжелители на липучках. Одеваете их чуть повыше запястья - получается тот же принцип и нагрузка, что с гантелями, но больше устойчивости, меньше риска.
Как и в предыдущей статье, напоминаю, что если ребенок слишком мал и/или у него низок уровень самоконтроля, есть спортивные варианты попроще:
Вот так вот. Хотела написать еще и третью тренировку, но вижу, что таки придётся создавать отдельную статью :)
Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)