Вот-вот начнётся сезон «жидкой воды» и большинство из тех, кто следует русской пословице «готовь телегу зимой» уже предвкушают начало очередного сезона. Немало и тех, кто лишь планировал сделать покупку к началу сезона. А события, начавшиеся в конце февраля, стали полной неожиданностью!
Посвятив значительную часть жизни освещению и эксплуатации водно-моторной техники, я получаю много вопросов сейчас. О том, чего ждать, что делать и тд!?
Я не являюсь дилером, не имею прямого отношения к этому бизнесу и каких-то финансовых интересов в каком-либо из брендов. Это развязывает мне руки и язык и позволяет поделиться своим мнением предельно откровенно. Вместе с тем я стараюсь отслеживать всё происходящее и быть в курсе всех изменений.
Этой статьёй откроем небольшую серию. Посвящённую технике, снаряжению и снастям, которые мы используем в путешествиях, экспедициях и рыбалке. Поговорим о том, чего ждать и к чему стоит готовиться!
И начнём мы с лодочных моторов. Как наиболее проблемной, с моей точки зрения, части оснащения.
Выбор без выбора!
Проблемы на рынке ПЛМ начались ещё во время «пандемии». Когда из-за провала поставок комплектующих возник серьёзный дефицит и моторов. Можно было бы сказать, что мы привыкли, но нет!
Если обычно проблема с поставками связана или с колебанием курса, или фактическим отсутствием двигателей. То сегодня это в большей степени связано с логистикой и отсутствием технической возможности осуществлять прямые поставки. Курс стабилизировался и вернулся на прежние позиции. Но проблемы с логистикой вызвали заметное увеличение издержек. В результате чего цена товара поднялась. Причём поднятие сложно увязать с какими-то понятными метриками. Всё зависит от схем поставки, объёма и тд. Но в целом я бы не стал углубляться в эти дебри и принял, как данность. Двигателей традиционных марок на рынке фактически нет. И когда они появляются в достаточном количестве, какая будет на них цена – не скажет сейчас никто.
Отсюда и первый совет:
Нашли живой мотор по подходящей цене – берите! Услышали «выгодное предложение» по предзаказу – я бы не рисковал!
Говоря о лодочных моторах, стоит разделить их на несколько категорий. Каждую из которых можно оценивать отдельно. Начнём с наименее мощной. Ограничив до 40 л.с.
Этот сегмент не только относится к наиболее массовому, но и наименее пострадал. За счёт предложений китайских производителей. Если ещё год-два назад большинство воротили нос при одном упоминании. Сегодня не имея альтернативы вполне вариант! Тем более и сами моторы с каждым годом становятся более сбалансированными и надёжными. Кроме того, всё больше тех, кто рискнул и уже имеет опыт не только эксплуатации, но и обслуживания. Что позволяет выделить некоторые бренды, среди всех малоизвестных. Что касается моего личного опыта и тех отзывов, которым я могу доверять: HDX, Gladiator, Parsun – да. Marlin – нет. По остальным нет информации.
Если у кого-то из вас есть опыт – поделитесь в комментах!
При выборе важно учитывать не только количество положительных отзывов и привлекательную цену. Но и возможности обслуживания в вашем регионе. Наличие расходников и запасных частей. Например, винты и масло. Особенно, если это 2т двигатель!
40-115 л.с.
Довольно большой разброс. Обусловлен он тем, в этой «вилке» ещё есть предложения китайских брендов. Но, чем двигатель более мощный, тем меньше реальных отзывов можно найти. Какова будет стратегия дилеров сказать сложно. Возможно, они выберут позицию: бери что дают! А быть может постараются показать надёжность более мощных двигателей малоизвестных производителей. Но здесь есть и ещё один подвох.
Дело в том, то двигатели более 40 л.с. это чаще всего дистанционное управление. Хорошо бы удостоверится в том, что выбранный мотор будет нормально сопрягаться с остальной системой. И что эта система (навигация, приборы и тд) вообще есть в наличие.
В целом, если не сильно горит я бы вообще не рекомендовал делать покупку в этом сегменте в этом сезоне. Не думаю, что стоит надеяться на какое-то существенное снижение цен. Но в случае стабилизации на рынке могут появиться более привлекательные предложения.
130+ л.с.
Здесь совсем всё грустно. У китайцев нет адекватных предложений даже за большие деньги. И, если они появятся, то будет это уж точно не в ближайшие месяцы. В этой связи желающим приобрести лодку под более мощный двигатель скорее всего остаётся надеяться на какие-то адекватные предложения бу моторов. Либо единичные случаи ввоза из третьих стран. И быть готовым, что цена мотора может быть существенно выше рынка в среднем.
В любом случае, в этом сегменте принято заказывать лодки заранее. Поэтому мой совет тот же. Подождать осени.
Рынок бу!
Можно прогнозировать развитие сервис-мастерских и рынка бу-шных движков. Уверен, что многие будут продавать свои моторы с целью компенсировать финансовые потери. Поэтому имеет смысл мониторить Авито и другие площадки. Где наверняка будут появляться интересные предложения. В том числе и «традиционных» брендов. Главное, помнить, что бу двигатель неплохо бы проверить перед покупкой. Идеально свежий внешний вид не всегда означает такое же состояние самого двигателя.
Перспективы появления отечественных ПЛМ!
На эту тему я сделаю отдельный материал. Поскольку мне довелось принять участие в нескольких переговорах, связанных с организацией производства ПЛМ в РФ. И получить представление о том, каким образом это может случиться. Да, сегодня моторов российского производства нет совсем. Какими бы ни были Вихри, Ветерки, Нептуны и прочие Салюты с Москвой. На свой век они закрывали потребности водно-моторников и обеспечивали то самое «импортозамещение». Хотя сами моторы были фактическими репликами моделей западных производителей.
Скажу лишь, что некоторые предпосылки к появлению отечественных двигателей есть. Есть разные инициативные группы, кто так или иначе рассматривает варианты. Но для этого потребуется несколько лет. Полагаю 4-5. При условии, если всё будет двигаться быстро.
Кстати, вы бы купили отечественный ПЛМ? При каких условиях?
Есть ли кризис и как долго он продлится?
Кризис безусловно есть. И кризис больше всего затронул производителей катеров. Особенно тех, кто производит лодки под более мощные двигатели. Покупатель может взять паузу и отложить покупку. Остановка производства означает потерю рабочих мест и тд. При этом мне довелось пообщаться с представителями нескольких производителей небольших лодок и средне размерных катеров. Все в целом смотрят в будущее с оптимизмом. Но стоит отметить, что это устойчивые производства, цеха которых находятся в собственности.
Что касается того, как долго продлится кризис. Это вопрос ответить на который в текущий момент довольно сложно. Ситуация решается в другом месте и от того, как скоро она разрешится и в какой точке – будет завесить дальнейшее развитие.
Главное, на что я бы хотел обратить внимание. Когда в конце 90х – начале нулевых начался водно-моторный бум, в нашей стране по сути не было устойчивых производителей лодок и катеров. Те, что были представляли из себя что-то вроде «гараж-крафт», производя всего несколько корпусов в год. Чуть лучше ситуация была у производителей ПВХ лодок. Да и то. Пальцев одной руки бы хватило перечислить все знаковые имена.
Как такового рынка лодочных моторов не было и большую их часть завозили единичными партиями. Зачастую не вполне легально. По мере увеличения спроса стали появляться новые производители лодок и катеров. А рынок ПЛМ стал оформляться во что-то более осмысленное. Нежели парочка номинальных дилеров.
Важно понять и принять те сложности, с которыми мы вынужденно столкнулись. Ошибочно говорить о том, что наш рынок отбросили в прошлое. Поскольку сегодня в стране есть цеха и компетенции в производстве. Налажены связи, а главное, сформировалось довольно большое сообщество пользователей водно-моторной техники. Ну а спрос, как говорится, рождает предложение!
Дмитрий Матвеев || ItodorTV
фото мои (с)
#лодки #лодка #лодочный мотор #катер #рыбалка #ловля рыбы #мнение #выбор есть всегда