Стук гидрокомпенсаторов, моргание лампочки давления масла, повышенный расход продукта?... Обычно диагноз банален — неправильно подобранное или некачественное моторное масло. Проблема в том, что до сих пор большинство автомобилистов покупают его самостоятельно, руководствуясь домыслами и стереотипами.
Большинство из них родилось еще в 90-е, когда в Россию хлынули иномарки. Отечественные покупатели авто не привыкли к такому разнообразию моделей и, соответственно, к тому, что масло нужно подбирать. Даже если удавалось купить оригинальное моторное масло, не факт, что оно было выбрано верно. Российские механики привыкли обходиться, например, маслом М8 для Жигулей, не имея знаний о подборе продукта для иномарок. Как и официальных поставок поначалу.
Но пришлось разбираться и учиться подбирать подходящий вариант для каждого автомобиля, вместе с этим начали появляться стереотипы. Например, необходимость подбора масла по вязкости. Прошло почти 30 лет, но некоторые мифы живы до сих пор.
Давайте проясним самые популярные заблуждения автовладельцев о моторных маслах и разберемся, какими признаками должен обладать качественный продукт.
1. Выбирать масло нужно по вязкости.
Важно учитывать несколько характеристик. Решать, какое масло лучше заливать в двигатель, нужно в первую очередь по спецификации, которую определяют сами производители автомобилей, а затем уже по вязкости. Не путайте с «соответствует спецификации». Чтобы разобраться в этих понятиях, начнем с азов.
Представьте, что выходит новая модель двигателя. Для нее необходимо моторное масло с определенными характеристиками. Специалисты завода описывают эти требования в спецификации. В свою очередь производители техжидкостей берут документ и, исходя из этой информации, определяют правильное соотношение базовых масел и присадок и выпускают свой продукт. На первый взгляд, этого достаточно, ведь он соответствует спецификации. Но можно сделать лучше.
Производитель моторного масла может на собственный, более технологичный и универсальный продукт дополнительно получить одобрение от автопроизводителя. Не все готовы на этот шаг, поскольку продукт подвергается строгому тестированию, да и стоит это больших денег. Зато пройденные испытания дают стопроцентную гарантию качества моторного масла и его соответствия необходимым требованиям. Заливать такую жидкость безопасно.
Уже после обращайте внимание на вязкость. Параметр поможет подобрать масло с учетом климатических особенностей региона.
2. Чем старше мотор, тем дешевле автомасло
Владельцы возрастных машин зачастую считают, что во времена конструирования их моторов масляная индустрия ещё не изобрела ничего выдающегося и нужно продолжать лить что попроще, как и 15 лет назад. Да и в тратах на ТО машины не видят особого смысла. И это ошибка. Любой агрегат имеет конечный ресурс. Чем больше пробег, тем ближе капиталка. Как раз от масла, от его эксплуатационных и защитных свойств зависит, когда этот рубеж будет достигнут. Современные моторные масла могут зафиксировать состояние мотора, лучше предохранять от задиров и износа. Покупка хорошего продукта всё равно дешевле капиталки.
3. Появились проблемы — менять марку машинного масла или вязкость?
Ничего не предвещало беды, и вдруг — лампочка аварийного давления масла! Что первым делом будет делать среднестатистический автолюбитель? Побежит делать замену. В надежде, что залитое ранее вдруг по каким-то внешним причинам потеряло свои свойства. А если и со свежим маслом лампочка тревожит? Значит, нужно залить более густое! И это ошибка. Лампочка сигнализирует не о проблемах с маслом, а о критическом износе мотора, его подвижных механических компонентов. Раз есть проблема, бороться нужно с ней, а не с симптомами.
4. Чем дороже масло, тем реже его придется менять
Это опасное заблуждение. Вынуждены вас огорчить. Сэкономить можно единственным способом — используя качественный продукт. Все остальные ухищрения работают только во вред. Регулярная замена масла в двигателе необходима.
«Нельзя превышать рекомендуемые автопроизводителем интервалы замены масла, а еще лучше их сокращать, ориентируясь на сроки, указанные в мануале в разделе «тяжелые условия эксплуатации», - рассказывает Алексей Сыров, бренд-менеджер Wolf.
Уверены, что не стоит объяснять опасность несвоевременной замены моторного масла. Аргумент, что в Европе пробеги между ТО значительно больше, — не работает. Не будем перечислять тяжкие последствия, достаточно сказать, что от этого напрямую зависит скорость износа деталей двигателя машины. А ещё, оказывается, дорогое масло, разработанное как Long live, при контакте с нашим топливом теряет свои защитные свойства быстрее, чем более простые и дешёвые варианты. По этой причине, например, некоторые моторы TSI, устанавливаемые на VW, были переведны с допусков 504/507 на 502.
5. Если масло темнеет в процессе эксплуатации, значит, оно плохое
Этот миф занял первое место в негласном рейтинге абсурдных утверждений. Сколько испуганных глаз клиентов повидали механики, сливая жидкость на очередном ТО. Хотя бояться тут совершенно нечего.
Напомним, одна из функций моторного масла — это очистка двигателя. Поэтому оно должно темнеть, так как моет двигатель, задерживает в себе грязь и, следовательно, окисляется в процессе эксплуатации. А вот если вы проехали 5000 км и больше, но моторное масло по-прежнему прозрачное, есть повод для тревоги.
Как подобрать моторное масло?
Ответ на этот вопрос проще, чем думают многие автовладельцы. Все давно написано в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Не стоит изобретать велосипед и проявлять фантазию.
Что же представляют собой аналоги, имеющие допуск производителя? Зачастую это качественный и универсальный продукт, который работает в более широком диапазоне, чем специализированное масло.
«С правильным подбором поможет специалист. Он знает характеристики продукта и может учесть нюансы разных марок и моделей двигателей. Если вы хотите самостоятельно купить масло и сделать замену, в первую очередь смотрите, что указано в руководстве по эксплуатации к автомобилю. Следует искать масло с той спецификацией, которая там прописана. Если такой возможности нет, то воспользуйтесь программой для подбора онлайн, — говорит Алексей Сыров, бренд-менеджер Wolf. — Например, у Wolf на сайте есть специальный сервис, который поможет с выбором моторного и трансмиссионного масел, антифриза и даже тормозной жидкости».
Купить и/или заменить масло в ЕвроАвто.
Узнать больше об автомаслах:
https://euroauto.ru/blog/information/2020-09-03-annushka_uzhe_razlila_maslo/
https://euroauto.ru/blog/video/2021-03-26-poidet_kak_po_maslu/
https://euroauto.ru/blog/details/2019-06-10-maslo-prosto-o-slozhnom/
https://euroauto.ru/blog/information/2022-03-29-zamena-masla-v-dvigatele/