Найти в Дзене
REALIST

Зачем флоту ещё четыре дизельных подлодки?

Когда находятся любители покритиковать российское вооружение, подлодка "Варшавянка" часто становится объектом нападок. Мол, что тут такого особенного, подлодка-то ни о чём, мелкая и дизельная. Вон там у буржуев-то сплошь и рядом всё атомное! Тем не менее, эта многофункциональная подлодка эксплуатируется ВМС РФ в количестве 9 штук и (о ужас), заказано ещё четыре.

Более того, эта модель успешно поставлялась на экспорт, на вооружении Вьетнама находится 6 единиц, на вооружении Китая - 10 единиц, и еще четыре подлодки в Алжире.

Первая подлодка этого проекта вступила в строй в 1997 году и изначально строилась на экспорт - российский флот успешно пользовался подлодкой-предшественницей "Палтус" проекта 877, а для ВМС РФ на замену "Палтусу" планировалось создать серию подлодок проекта 677 "Лада". Особенностью "Лады" должна была стать некая анаэробная силовая установка, позволяющая заряжать аккумуляторные батареи без всплытия. Однако, именно эта анаэробная силовая установка не была разработана вовремя, поэтому подлодки этого проекта не были запущены в серию до наших дней. Была построена только одна "Лада", и находилась в опытной эксплуатации с 2010 года, и в 2021 году таки была принята в 161 бригаду подводных лодок на Северном флоте. Тем не менее, можно полагать что проблемы "Лады" были решены, так как в настоящее время одна подлодка этого проекта проходит заводские испытания, две готовятся к спуску на воду и будут приняты в состав Северного флота, ещё две готовятся к закладке.

Пока военные решали, что делать с "Ладой", подходили сроки окончания эксплуатации "Палтусов". А "Варшавянка" - вот она есть, строится и успешно эксплуатируется в тех странах, куда поставляется на экспорт. Почему бы не использовать её?

В настоящее время лодка проекта 636.3 оснащается современными крылатыми ракетами "Калибр". Из 9 уже эксплуатируемых подлодок 6 эксплуатируются Черноморским флотом РФ (все относительно новые, построены в период с 2010 по 2016 год), 3 подлодки эксплуатируются Тихоокеанским флотом, строится одна для Балтийского флота и ещё три для Тихоокеанского . Сейчас ТОФ располагает шестью дизель-электрическими лодками более старого проекта 877 «Палтус». Самая старая из них начала службу в 1988 г., самая новая – в 1994 г. В средней перспективе ВМФ будет вынужден постепенно отказаться от такой техники по причине морального и физического устаревания.

ТТХ:

Водоизмещение надводное - 2350т

Водоизмещение подводное - 3950т

Скорость надводная 11-17 узлов

Скорость подводная 18-20 узлов

Рабочая глубина погружения - 240м, предельная - 300м

Длина 73,8м

Ширина 9,9м

автономность плавания - 45 суток, экипаж - 52 человека.

ВООРУЖЕНИЕ ПОДЛОДКИ

Минно-торпедное:

6 носовых торпедных аппарата калибра 533 мм, нормально-заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед (6 в ТА) или 24 мины

Ракетное вооружение:

крылатые ракеты "Калибр" модификаций 3М54К, 3М54К1, противолодочные 91Р1 (на экспорт 3М54КЭ, 3М54КЭ1, 91РЭ1), для поражения наземных целей 3М14К (на экспорт 3М14КЭ) вместо части торпед

Противовоздушное вооружение - ПЗРК "Игла-1", "Верба" и 8 зенитно-ракетных установок.