По статистике Автокода за февраль этого года количество проверок машин на чистоту истории снизилось на 21%. По факту это значит, что люди не проверяют юридическую составляющую и историю авто перед покупкой: приехали к продавцу, посмотрели машину и, если понравилась, подписали договор.
Статистика очень странная, потому что сейчас как никогда нужно проверять машину при покупке на вторичке. Предложение упало процентов на двадцать, а цены в среднем выросли на треть. Это значит, что в условиях дефицита предложения и возросшего на фоне всеобщего замешательства спроса активизировались мошенники всех мастей. Одни просто хотят продать тотал под видом автомобиля "не бит, не крашен", а другие вовсе продают заложенные или угнанные авто.
Причина такого поведения людей мне понятна: сейчас никто не знает, куда деть свои деньги, чтобы спасти их от обесценивания. Логичным вариантом кажется покупка автомобиля, который хоть и не так растет в цене, как недвижимость, но все-таки позволяет хоть как-то временно заморозить свои деньги. Плюс автомобиль — это вполне осязаемое имущество в отличие от пачки наличных денег. На нем можно куда-то поехать, поработать в такси, если будет необходимость, или даже переночевать.
В связи со всем этим люди бегут в салоны, трейд-ины и на интернет-площадки с объявлениями о продаже авто, чтобы побыстрее купить хоть какую-то железяку за свои деньги. Но насколько верен такой подход? Вообще любое решение, если оно вызвано паникой и страхом, очень сильно рискует оказаться неверным. В данном случае паника и страх людей вызваны тем, что их деньги стремительно теряют ценность, и им кажется, что нужно купить прямо сейчас хоть что-то, пока они совсем не превратились в "бумажки".
Но если рассудить чуть более здраво, то окажется, что покупать вот прямо сейчас автомобиль не слишком имеет смысл. Сейчас все цены находятся на самом пике, а всеобщее помешательство еще больше толкает их вверх. Купить автомобиль несколько недель назад было можно и было нужно, если у вас на то были средства. Сейчас совершать конвульсивные движения, как мне кажется, уже поздновато.
После кратковременного подъема цен в салонах некоторых производителей мы уже сейчас видим, что происходит небольшой откат. Солярис, который еще две недели назад продавался в базе за 2 млн рублей, сейчас стоит столько в хорошей комплектации. И это на фоне того, что новые машины производятся в очень умеренных количествах из-за сбоев в логистических цепочках. Представляете, что будет через пару месяцев?
Конечно, хотелось бы верить, что цены упадут до докризисного уровня, но надо быть реалистыми. Такого отката, разумеется, не будет, однако небольшой утряски ожидать все же можно. И уж точно не стоит прямо сейчас хватать свои сбережения и покупать на вторичке первое попавшееся корыто с запретом на регдействия. Если уж пришла в голову идея купить автомобиль, то хотя бы проверить его нужно по максимуму, особенно в сегодняшних условиях.
Как вы обычно проверяете авто при покупке на вторичке? Полный спектр из баз данных и проверки в сервисе или как-то по-другому?