Найти в Дзене
Men Today

Почему у автомобиля холостые обороты могут быть нестабильными?

Оглавление

Изначально надо выяснить по спецификации к вашей машине, какими должны быть холостые обороты двигателя при рабочей температуре.

Это можно уточнить по показаниям стрелки тахометра приборной панели, но лучше все же использовать подключение адаптера типа ELM 327, подключившись к ЭБУ автомобиля к разъему OBD2 – тогда вы увидите реальное число оборотов при работе двигателя на холостом ходу. Какие могут быть причины того, что холостой ход работает нестабильно?

Неисправность ДМРВ

Вид датчика массового расхода воздуха со стороны измерительных элементов
Вид датчика массового расхода воздуха со стороны измерительных элементов

Датчик массового расхода воздуха из-за загрязнения измерительных элементов может давать неверную информацию блоку ЭБУ, и тогда в двигателе будет образовываться неправильная топливно-воздушная смесь: она будет слишком бедная, в ней будет недостаток топлива.

Снимите расходомер и очистите его датчик при помощи специальной жидкости из аэрозольного баллончика. Обычно это помогает вернуть датчик к жизни, и тогда двигателя начинает работать как положено. Всегда совмещайте процесс очистки ДМРВ с заменой воздушного фильтра.

Подсос воздуха между ДМРВ и дроссельной заслонкой

Проверить это можно так: снимите трубку, по которой воздух от воздушного фильтра попадает в дроссель, заведите двигатель и накройте рукой отверстие в дросселе.

Если подсоса воздуха нет, до двигатель должен сразу же заглохнуть. В противном случае где-то имеется негерметичность в системе трубок или в прокладке впускного коллектора. При помощи накрывания рукой воздушно отверстия дросселя можно проверять герметичность после замены всех остальных элементов в системе подачи воздуха.

Неправильная регулировка рычага дроссельной заслонки

Регулировочный дроссельной заслонки
Регулировочный дроссельной заслонки

Крайнее закрытое положение дроссельной заслонки регулируется обычным винтом. Его иногда надо подрегулировать, он находится снаружи дроссельной заслонки.

Если он слишком сильно выкручен, то при отпускании педали газа дроссельная заслона не будет полностью закрыта, а датчик положения дроссельной заслонки будет сообщать компьютеру о том, что педаль газа немного нажата. Так обороты холостого хода будут повышены.

Неисправность ДПДЗ

Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки представляет собой реостат, который изменением сопротивления при поворачивании дроссельной заслонки подает сигнал ЭБУ. Если этот реостат неисправен, то блок управления двигателен будет получать неверную информацию.

Внешне вы никак не сможете определить, что ДПДЗ вышел из строя. Косвенную проверку можно провести при помощи подключения адаптера ELM 327 и проверки положения положения ДПДЗ на работающем двигателе: на холостых оборотах он должен показывать строго 0%, если холостой ход зависит от работы РХХ, до 3-4%, если в конструкции дроссельной заслонки есть небольшой электродвигатель, который приоткрывает ее по команде от ЭБУ.

Если есть подозрения на то, что ДПДЗ при закрытой заслонке показывает ее открытие на 10% и более, то датчик положения дроссельной заслонки лучше всего заменить.

Неисправность регулятора холостого хода

Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода

РХХ представляет собой простой шаговый электромотор с резиновой металлической конусообразной насадкой, которая движется вперед – назад и может полностью закрывать и частично приоткрывать канал для доступа воздуха во впускной коллектор при закрытой дроссельной заслонке.

Если регулятор холостого хода не работает корректно, то в камеры сгорания будет попадать не тот объем воздуха, который нужен для правильной работы двигателя.

Иногда помогает простая очистка внутренностей от сажи и грязи при помощи аэрозольного баллончика с очистителем карбюратора и инжектора. Но если из строя вышел сам моторчик, то эта мера не сможет "оживить" регулятор холостого хода. В этом случае РХХ необходимо заменить.

Утечка вакуума из впускного коллектора

Иногда негерметичность наблюдается в шланге адсорбера, который ведет из адсорбера к впускному коллектору, иногда из-под прокладки крышки впускного коллектора.

Чтобы проверить эту версию, надо при работающем двигателе побрызгать в подозрительные месте струей аэрозоля из баллончика с очистителем карбюратора и дроссельной заслонки либо жидкостью для холодного пуска двигателя.

Если после этого наблюдаются кратковременные изменения в работе мотора, то это свидетельствует о том, что в этом месте прокладка потеряла герметичность, и ее надо заменить на новую.

Подсос воздуха через вакуумный усилитель тормозов

Вакуумный усилитель тормозов
Вакуумный усилитель тормозов

Эта неисправность при приводит к повышенным оборотам на холостом ходу Чтобы выяснить, так ли это, отсоедините патрубок, который ведет от ВУТ к впускному коллектору.

Заглушите отверстие во впускном коллекторе и запустите двигатель. Если обороты ХХ вернулись в норму, то это свидетельствует о негерметичности патрубка или утечке воздуха в вакуумном усилителе. В обоих случаях эти детали надо заменить.

Регулятор напряжения бортовой сети

В некоторых моделях авто неправильная работа регулятора тока может влиять на работу регулятора холостого хода.

Чтобы проверить это, надо добраться до регулятора напряжения (обычно он установлен на генераторе) и снять с него разъем. Запустите двигатель, и если после этого обороты холостого хода стали ровнее, то следует заменить регулятор напряжения в генераторе.

Неисправность клапана EGR

Он может заклинить в открытом или в слегка приоткрытом положении. Обычно в этом случае вскоре загорается лампочка Check Engine, и после проведения диагностики путем подключения адаптера ELM 327 к разъему OBD2 вы сможете увидеть одну из ошибок, которая связана с неправильной работы клапана EGR.

Тогда необходимо снять этот клапан и прочистить от нагара и сажи, которая попадает на него с выхлопными газами. Установите клапан EGR обратно, включите двигатель и проверьте обороты холостого хода.

Засорение или выход из строя инжектора

От плохого топлива или из-за попадания конденсата или грязи из бака в топливную систему может забиться или вовсе выйти из строя форсунка. Из-за этого в одном из цилиндров будут наблюдаться пропуски зажигания, которые можно определить компьютерной диагностикой.

Плохой контакт

Иногда причиной нестабильных оборотов холостого хода могут стать плохо затянутые клеммы на аккумуляторе, плохая масса на блоке управления двигателем. Проверьте контакты, при необходимости замените расшатавшиеся разъемы или поставьте новые провода.

Кондиционер

Если при работающем кондиционере у двигателя наблюдаются колебания оборотов холостого хода, то это значит, что компрессор кондиционера с трудом перегонят хладагент через радиатор кондиционера – он забился грязью, и его необходимо прочистить.

Заклинивший натяжной ролик

В некоторых случаях вышедший из строя натяжной ролик приводного ремня дополнительных агрегатов может буквально тормозить движение шкива коленвала, и тогда холостые обороты будут совершенно нестабильны. В этом случае необходимо как можно скорее заменить заклинивший натяжной ролик.

Неполадки в топливном насосе

Иногда из-за грязи в топливном баке насос может работать с перебоями, но чаще всего он начинает работать хуже, если в него попадает воздух. Постепенно из-за работы без топлива детали насоса вырабатывают ресурс быстрее, и может потребоваться замена топливного насоса.

Плохое топливо

Российский бензин во многих случаях страдает от несоответствия заявленного октанового числа реальным показаниям, и тогда вместо 95-го в двигатель попадает нечто, имеющее октановое число не выше 91.

Современные автомобили имеют системы, которые автоматически регулируют угол опережения зажигания в зависимости от сорта бензина, но если качество топлива совсем плохое, то блок ЭБУ вряд ли сможет настроить двигатель на правильную работу.

От этого могут ухудшаться обороты холостого хода, и в случае залива плохого топлива надо его слить или полностью выработать и залить топливо хорошего качества.