Советский автопром был насыщен транспортными средствами, которые имели простое устройство, но содержали интересные и необычные приборы.
Большинству современных автомобилистов так и не удалось понять их назначение. Одним из таких приборов, который считают
самым спорным, является эконометр. Его устанавливал концерн "АвтоВаз" на свои машины.
Результаты проведенных опросов среди автолюбителей оказались ожидаемы, подавляющее их большинство так и не дали
внятного ответа на то, зачем нужен эконометр.
Создание этого прибора не относится к собственным разработкам советского завода, их массово ставили на автомобили "Saab", а также на японские "Toyota". Монтироваться они могли на заводе при сборке машины или в процессе доработок автомобиля.
Лицевая сторона эконометра была разделена на три цветовые зоны: красную зону, жёлтую и зелёную. Кроме цветовых обозначений, никаких других на приборе не было. Водитель сам определял допустимую модель передвижения по цветовому обозначению.
В случае если стрелка была в красной зоне, горючее расходовалась неэкономно, а если во время движения прибор показывал
зеленую зону или близкую к ней, значит бензин экономился.
Большинству водителей такое обозначение было неудобно, поэтому на прибор просто не обращали внимание.
Возможно прибор бы получил дальнейшее развитие и модернизацию, если бы он дополнялся цифровыми обозначениями, однако на нем были только цветные зоны и стрелка.
Многие современные водители когда узнают про эконометр, сразу задаются вопросом о принципе его работы, и о том что он показывал водителю. На самом деле работал он достаточно просто, на впускной коллектор монтировали специальный датчик, который измерял уровень разряжения. После того, как датчик собрал нужные данные, можно было понять угол расположения дроссельной заслонки.
Опытные советские автолюбители уважали данный прибор, ведь он помогал достичь оптимального уровня управления машиной, экономя значительную часть горючего. Наименьший расход топлива достигался тогда, когда водитель реже нажимал на педаль газа, именно в эти
моменты в коллектор поступало меньшее количество воздушной смеси.
Тем не менее, большинство автолюбителей утверждает, что эконометр не несёт никакой пользы для того, кто управляет машиной. Нет никаких сложностей в том, чтобы понять простую зависимость. Интенсивность нажатия на газ напрямую влияла на расход бензина, этим
принципом автолюбители и руководствовались. С ними были не согласны более опытные автолюбители, которые научились экономить бензин именно благодаря эконометру.
Работу прибора можно наглядно увидеть при движении машины вверх под значительным углом. Многие водители включают повышенную передачу и интенсивнее давят педаль газа. Машина ревёт, забираясь в гору медленнее, но увереннее. В тех машинах, в которых стоял эконометр, стрелка сразу уходила в красную зону, что означало значительный расход топлива автомобиля.
Эконометр выполнял действительно полезную функцию: при движении под углом вверх, следовало перейти на пониженную
передачу, обороты двигателя увеличились, однако расход топлива существенно сокращался. В некоторых случаях разница
оказывалось огромной, расход бензина увеличивался в разы.
Поддерживание такой же скорости достигалось меньшим нажатием на газ, при этом сокращалась подача воздуха, но концентрация поступающего в цилиндры горючего сохранялась.
Прибор действительно нес полезную нагрузку, помогая водителем управлять своим автомобилям с хорошей экономией бензина.
Но с развитием технологий эконометр из устройства автомобилей исключили. Активно внедрялся бортовой компьютер, который считывал данные и выдавал их водителю без погрешностей, конечно, это оказалось значительно удобнее.
Раньше эконометр применялся активно, в основном им оснащали машины ВАЗ. Некоторые водители оценили его функционал по
достоинству, так как им удалось достичь экономии бензина во время поездок.