Найти тему
Cheslav

Музей "Моторы войны" - тягачи и автомобили СССР

Продолжаем осмотр музея "Моторы войны" (Москва, Рогожский вал). В сегодняшнем обзоре - советские гусеничные тягачи, легковые и грузовые автомобили времен Великой Отечественной войны : "Коминтерн", СТЗ-5, "Комсомолец", ГАЗ-61-73, ГАЗ-64, ГАЗ-67Б (2 шт), ГАЗ-АА (2 шт), ГАЗ-ААА, ЗиС-33, ЗиС-42, ЗиС-44.

Начинаем с одной из изюминок коллекции:

1. "Коминтерн" - тяжелый быстроходный арттягач. В 1934-40гг изг. 1798 ед. Масса - 10,5 т; 130 л.с.; 30 км/ч; масса прицепа - до 10 т.

2. СТЗ-5 - быстроходный тягач. В 1937-42гг выпущено св.12000 ед. Создан на базе трактора СХТЗ-НАТИ. На начало ВОВ - самый массовый советский гусеничный тягач. Масса - 5,7 т; 52 л.с.; 30 км/ч; масса прицепа - до 7 т.

3. "Комсомолец" - легкий бронированный арттягач. В 1937-41 гг изг. 7789 ед. Штатный тягач 45-мм противотанковой пушки. Масса - 3,5 т; 54 л.с.; 47 км/ч; 1 7.62-мм пулемет ДТ; броня 7-10 мм.

Переходим к автотранспорту:

4. ГАЗ-61-73 - полноприводный командирский автомобиль. В 1941г выпущено 167 ед. Масса - 1650 кг; 85 л.с.; 4х4; 100 км/ч; 5 чел (г/п 600 кг).

5. ГАЗ-64 - полноприводный командирский а/м ("русский джип", "Иван-виллис"). В 1941-43гг изг. 552 ед. Масса - 1000 кг; 54 л.с.; 4х4; 100 км/ч; 4 чел. На его базе выпускался броневик БА-64 (и только благодаря этому сам ГАЗ-64 остался в производстве).

6. ГАЗ-67Б - полноприводный командирский и многоцелевой а/м, модификация ГАЗ-64 и ГАЗ-67 с более широкой колеёй. С 1943г по 1953г выпущено св.92800 ед. (считая и ГАЗ-67; из них в годы войны, по разным данным, от 2500 до 4850 шт.)

7. ГАЗ-АА - "полуторка", самый массовый а/м предвоенного и военного СССР. На основе конструкции Ford-A. После модернизации с установкой более мощного мотора в 1938г стал также обозначаться как ГАЗ-ММ. Масса - 1800 кг; 50 л.с.; 4х2; 70 км/ч; г/п 1500 кг. Всего с 1932 по 1950г было выпущено около 985 000 ГАЗ-АА всех модификаций.

8. ГАЗ-ААА - трехосная (6х4) версия "полуторки" ГАЗ-АА. В 1934 - 1943гг изг. 37 373 ед. (в т.ч. св.3800 шасси для броневиков БА-6/10). Часто использовались как основа для спецмашин. Масса 2500 кг, 40/50 л.с., г/п 2000 кг.

Данная машина в варианте бензовоза - сборная: шасси с о-ва Шумшу, бочка с насосом - из Белгородской(?) области.
Данная машина в варианте бензовоза - сборная: шасси с о-ва Шумшу, бочка с насосом - из Белгородской(?) области.

9. ЗиС-33 - полугусеничный грузовик на основе ЗиС-5. В 1940-41гг изг. 4539 шт.

Попытка получить полугусеничный а/м "малой кровью" путем дооборудования ЗиС-5 гусеничным движителем, снимаемым при необходимости. Конструкция оказалась неудачной, и все ЗиС-33, как и данный экземпляр, в конце концов были переоборудованы в обычные ЗиС-5. Масса 4400 кг; 73 л.с.; 45 км/ч; г/п 3000 кг.

10. ЗиС-42 - самый удачный советский полугусеничный а/м. С 1942 по 1946г выпущено 6372 ед. (считая и ЗиС-42М). Использовался в основном как тягач дивизионной артиллерии. Масса 5130 кг; 73 л.с. (86 л.с. у ЗиС-42М); 35 км/ч; г/п 2250 кг.

Данный экземпляр - единственный уцелевший ЗиС-42 выпуска 1942г.
Данный экземпляр - единственный уцелевший ЗиС-42 выпуска 1942г.

11. ЗиС-44 - санитарный автобус на базе трехтонного "Захара" ЗиС-5В. В 1942-47гг изг. 517 (по др. данным - 400) ед. Вмещал 4-7 лежачих или до 18 сидячих раненых.

-11

-

Адрес: Москва, ул.Рогожский вал, 9, стр.2 (м. "Римская/Площадь Ильича"; D2 "Москва-Товарная").

По выходным в 12.00 происходит "динамический показ" - один из ходовых экспонатов совершает несколько кругов по залу или по двору.