Найти в Дзене
Хьюстон, у нас отмена

Почему у пассажирских самолётов двигатели под крылом, а не над ним

Вы наверное уже привыкли, что двигатели у пассажирских самолётов расположены под крылом, и поэтому воспринимаете это как само собой разумеющееся. Но почему именно под крылом принято крепить двигатели? Почему не над ним?

И чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с того, что реактивные двигатели "прописались" под крылом пассажирских самолётов не сразу. Потому что изначально они были в крыльях.

Сейчас это выглядит довольно-таки странно, когда смотришь на советские Ту-104 и Ту-124. Но у них действительно двигатели располагались в крыле, максимально приближённо к фюзеляжу.

Однако такая схема расположения реактивных авиадвигателей не прижилась по ряду причин.

Во-первых, это небезопасно. Так например, если вдруг загорится один из двигателей, то выгорит та часть крыла, в которую он вмонтирован. Из-за перегрева дюралюминий просто расплавится.

-2

А вот когда двигатели подвешены снизу, то в случае возгорания двигателя он просто отгорал, а крыло оставалось целым.

Ну и во-вторых, сам двигатель за счёт того что был в крыле, существенно ухудшал прочностные свойства крыла. И поэтому его приходилось дополнительно укреплять, что приводило к утяжелению конструкции.

И именно поэтому современные пассажирские самолёты выглядят примерно вот так, с двигателями под крылом:

-3

Однако всё это вообще никак не объясняет того факта, что мы не видим самолётов с двигателями над крылом.

Да, не видим, но они были. Так например ещё в начале 70-х годах в Германии был произведён в количестве 19 единиц пассажирский самолёт VFW Fokker 614, и двигатели у него были расположены на пилонах поверх крыльев.

-4

Эксплуатировали их с 1975 по 1999 года, и зарекомендовал он себя как недостаточно быстрый. Его крейсерская скорость была на уровне 722 км/ч. И никаких особых преимуществ у такого вот верхнего расположения двигателей обнаружено не было. А вот обслуживать двигатели было тяжелее. Приходилось высоко лезть. Но в то же время и пыли с ВПП в турбины попадало меньше.

Также некоторые авиаэксперты утверждают, что в случае разрушения двигателя его фрагменты могут легко пробить гондолы, в которых они находятся. А поскольку при таком вот верхнем размещении двигатели находятся на уровне иллюминаторов, то обломки могут попасть в них, что небезопасно.

Учитывая всё это, в мире пассажирской авиации теперь принято размещать двигатели именно под крылом, а не над ним.

Однако давайте же теперь перейдём к тем самолётам, которые пассажирскими не являются, но для которых верхнее расположение двигателей - это норма.

-5

И в первую очередь здесь нужно упомянуть БЕ-200 - самолёт, который предназначен для тушения с воздуха всевозможных возгораний.

Этот самолёт приводняется, у него открываются специальные кессоны, через которые вода поступает в отсек, а после его заполнения он взлетает с водной глади и летит на точку сброса воды. И поскольку реактивные двигатели совсем не дружат с водой, конструкторы постарались поднять их какого можно выше.

-6

Однако помимо специализированных гидросамолётов верхнее расположение двигателей можно встретить и у Ан-72, и у Ан-74. Они не являются пассажирскими, но до сих пор успешно используются в качестве транспортных.

Интересной особенностью размещения их двигателей над крылом является намеренное пропускание реактивной струи газов прямо над верхней поверхностью крыла. И именно из-за этого у самолёта появляется дополнительная подъёмная сила.

-7

Ан-72 и Ан-74 были спроектированы так изначально, чтобы этот так называемый эффект Коанда был выражение максимально, и подъёмная сила была как можно больше. Такое вот безотрывное "прилипание" реактивной струи значительно повышает грузоподъёмность самолётов, а также улучшает качество взлёта и посадки.

Однако у такого расположения двигателей относительно крыльев есть и свои недостатки. Так из-за большой подъёмной силы самолётам сложно развить высокую скорость.

-8

А поскольку на пассажирских коммерческих авиаперевозках скорость и экономичность имеют решающее значение, то именно нижнее, а не верхнее, расположение двигателей под крылом наиболее популярно.

Авто
5,66 млн интересуются