Что за тайна стоит за самой загадочной личностью в истории
В Ведах говорится, что время циклично. Есть четыре эпохи, которые на всем протяжении жизни планеты много раз сменяют друг друга. Благоприятные эры постепенно уступают место эпохам раздоров, а потом вновь возвращаются, хотя прямых научных доказательств таких грандиозных временных метаморфоз, конечно же, пока не обнаружено.
В Ведических писаниях мы встречаем также и намек на то, что почувствовать дыхание грядущего Золотого века, Сатья-юги, мы можем даже в наши дни. Удивительно, но вкрапление Золотого века сейчас, когда на дворе бурлит безжалостная Кали-юга (Железный век, век раздоров и лицемерия) началось сравнительно недавно, по космическим меркам, — чуть больше 500 лет назад. Связано это глобальное событие с именем Шри Чайтаньи, также известного как Золотой Аватар Кришны.
Самая загадочная личность в истории
В ночь полнолуния месяца Пхалгун по лунном календарю (февраль-март) 1486 года на земле Бенгалии в семье небогатого брахмана Джаганнатхи Мишры родился необычный ребенок. С первых же мгновений всем в округе стало ясно, в прямом и переносном смыслах, что явилась личность божественной природы. Тело мальчика сияло подобно расплаву золота, поэтому его в скором времени назовут Гаурангой. Ну а пока что родители дали ему простое имя «Нимай», что означает «родившийся под деревом ним». Это дерево сохранилось до сих пор, и оно также считается объектом почитания. А тот славный день в народе стали называть Гаурапурнимой («пурнима» означает «полнолуние»).
Самым популярным его именем стало имя Чайтанья (жизненная сила). Чайтанья с детских лет поражал всех Своим сверхчеловеческим интеллектом, который был уникален даже для Навадвипы, считавшейся тогда центром учености во всей Индии. Вскоре Он открыл Свою школу санскритской грамматики, а в возрасте 24 лет принял санньясу (отречение от мира), став странствующим монахом и проповедником.
Чайтанья — это, пожалуй, самая загадочная личность в истории человеческой цивилизации. Его жизнь окутана завесой тайн, несмотря на довольно подробное описание в трудах его последователей. Вайшнавы знают, что Чайтанья — это сам Кришна, низошедший в образе человека, чтобы показать людям пример преданности Богу. В книгах описывается множество чудес, явленных Чайтаньей. Однажды на его ладони моментально ожило и проросло семечко манго. Всего за несколько минут из семечка выросло деревце, которое даже принесло плоды, причем это не было сезоном цветения манго. В другой раз Чайтанья одним лишь прикосновением исцелил больного от тяжелой кожной болезни. Когда он пребывал в состоянии экстатического мысленного созерцания деяний Кришны, Его тело увеличивалось до немыслимых размеров. А в другой раз, будучи глубоко погруженным в молитвенное состояние, Он был унесен океаном, и, когда спустя долгое время один рыбак случайно выловил Чайтанью сетью, обнаружилось, что со святым ничего не произошло.
Известна история о том, как Чайтанья дипломатично проучил одного горделивого мудреца, возомнившего себя величайшим ученым. В ходе состязания мудрец на ходу сочинил и выпалил сразу сто санскритских виршей во славу реки Ганги, причем в рифму и, как ему показалось, совершенных по ритму и внутреннему содержанию. Однако Чайтанья не оставил гению никаких шансов. Он не только моментально запомнил все сто стихов, но и точно воспроизвел один из них, откуда-то из середины, сделав глубокий анализ стиха и указав поэту на отход от правил санскритской поэзии.
Мистическим был и уход Золотого Аватара в 1534 году. В красивой легенде рассказывается о том, как в возрасте 48 лет Чайтанья вошел в храм Тота Гопинатхи, находящийся в Джаганнатха Пури (штат Орисса), и больше Его никто никогда не видел. Когда спутники Чайтаньи бросились на поиски, то обнаружили на бедре божества Кришны в алтаре храма сияющий золотой рубец, которого раньше никогда не было. Этот след можно и сегодня увидеть в том храме.
После ухода Чайтаньи река Ганга затопила Навадвипу, и место его явления было, казалось, утрачено навсегда. Однако как-то раз Бхактивинод Тхакур (1838—1914), судья и магистрат священного города Джаганнатха Пури, заметил с крыши своего дома в Навадвипе свечение непонятной природы, струившееся в небо на другом берегу Ганги. Предчувствуя разгадку многовековой тайны, Бхактивинод взвалил на спину корзину с немощным старцем Джаганнатхой дасом Бабаджи и поспешил туда. Едва он приблизился к свечению, как старец с юношеской легкостью выпрыгнул из корзины и затанцевал. Так было найдено точное место явления Чайтаньи.
Суть, однако, не только в чудесах
В те годы Чайтанья стал, пожалуй, наиболее яркой фигурой в жизни практически всей Индии, хотя большинство провинций страны находилось под властью правителей династии Великих Моголов, насаждавших исламскую культуру и преследовавших индуистов. Поднятое Чайтаньей движение санкиртаны (всенародного пения имен Кришны) охватило не только всю Бенгалию (тогда еще не разделенную на западную, оставшуюся в составе Индии, часть и часть восточную, ставшую впоследствии государством Бангладеш), но и другие области средневековой Индии. Фактически Чайтанья возродил классическую бхакти — ведическую традицию служения Богу с бескорыстием и преданностью. Чайтанья провозгласил пение имен Бога «единственным путем к совершенству в нашу эпоху Кали (век раздоров и лицемерия)».
Историографы Индиры Ганди приводят ее выступление во время церемонии в Дели, посвященной 500-летию со дня явления Шри Чайтаньи:
«Я не верю, что бхакти, любовь к Творцу, можно отнять у людей. Бхакти никогда не может исчезнуть. Бхакти должна существовать вечно, независимо от того, в каком положении мы находимся. Наша страна дала миру множество святых. Некоторых из них мы по своему невежеству унижали. Скольким из них выпала нелегкая доля, скольких из них мы поносили и оскорбляли, сколько их ушло, так и не узнав, приняли ли мы всерьез то, чему они учили. Но это не заставило их прекратить свои старания. Только ничтожные люди могут испугаться угроз и оскорблений. Но те, кто осознает важность своей миссии, черпает силу даже в страданиях, которые причиняет им мир. Можно причинить вред их телу и даже уничтожить его, но их идеи и миссию уничтожить нельзя. Мы питаем уважение к религии, даже если не следуем ей в своей повседневной жизни. Мы преклоняемся перед высшими идеалами. Святые, отрекшиеся от материальной жизни, посвятившие себя духовным поискам, не проявляющие интереса к мирской жизни, пользуются уважением в нашем народе, особенно среди бедных людей. Это одна из причин, по которой бхакти живет в нашей стране.
Смысл таких духовных встреч, как эта, в том, чтобы определить, каким образом бхакти может принять практические формы, каким образом она может войти в сердце каждого. И именно поэтому я тоже приняла участие в сегодняшнем праздновании. Мое присутствие или отсутствие не усилят в людях веру. Но мне хотелось выразить свою твердую убежденность, что современный мир страдает от своего рода жажды и голода, которые не утолит никакой материальный комфорт и материальный прогресс».
Говоря о значимости Чайтаньи и Его реформаторства, западные исследователи сравнивают Чайтанью с Лютером (даже называют его «индийским Лютером»). Внешне он своей проповедью бросил вызов кастовости, которая разрушила принципы справедливой и точно выверенной ведической социально-духовной варнашрамы. Но, прежде всего, приход Чайтаньи был революционен, потому что он остановил опасный крен общества в сторону утопической философии имперсонализма.
Фактически, Чайтанья стал мощным мировоззренческим противовесом бессмысленности. Его приход, как резонно полагают исследователи Средневековья, стал логической кульминацией многовековой ожесточенной борьбы различных философских школ и доктрин, опирающихся на классическую Веданту, но по-разному ее понимающих.
Если пришествие Будды и его философия, распространенная по всему Индостану и далеко за его пределами императором Ашокой, были продиктованы необходимостью остановить бессмысленное убийство животных, оправданное якобы необходимостью жертвоприношений, для чего Будда должен был отвергнуть авторитет Вед, то пришедший позже Шанкара (788—820) должен был этот авторитет восстановить.
Шанкара своей проповедью вытеснил буддизм из Индии, заменив его имперсонализмом. Но позже Рамануджа (1017—1137) и Мадхва (1239—1319), нанеся сокрушительные удары по майяваде (имперсональному учению о Боге) Шанкары, сместили акценты именно к доктрине Бога-личности, что и было изначально присуще Ведам.
Хотя противостояние имперсонального и личностного учений о Боге сохраняется до сих пор, тем не менее, сведенное Чайтаньей воедино учение о Боге-личности открывает невероятные возможности для распространения и утверждения именно такого представления об Абсолютной Истине в странах мира, пораженных вирусом имперсонализма, прежде всего в странах Запада.
По сути, ключевые проблемы современного мира и вызваны как раз смещением акцентов в сторону либо имперсонального понимания Истины, либо вообще отрицания Бога. Когда конфликт сознания и быта доходит до своего апогея, что в истории западного мира часто выражается во всплеске нонконформизма, резко возрастает потребность обращения к бескомпромиссным духовным, кажущимся революционными, идеям. Этим отчасти объясняется живость и жизненность волны персонального учения вайшнавизма, охватившей западные страны в середине прошлого столетия...
Бенгальский Новый год
И по сей день Гаурапурнима пользуется особой любовью в Бенгалии. Гаурапурниму даже называют «бенгальским Новым годом». Но на самом деле Гаурапурнима — это нечто большее, чем экзотическая восточная традиция встречать Новый год по весне. Гаурапурниму можно назвать Новым годом вселенской любви, поскольку это — день явления святого Шри Чайтаньи, которого считают олицетворением милости Кришны и самой загадочной личностью в истории человечества.
Наиболее грандиозные торжества по этому случаю проходят в Навадвипе (Девять Островов), исторической области Западной Бенгалии в долине реки Ганги, поскольку именно Навадвипа больше других связана с именем Чайтаньи. Празднованию Гаурапурнимы здесь предшествует многодневное пешее паломничество последователей этой традиции со всего мира по местам явления и деяний Чайтаньи. В последние годы рекорды по числу паломников бьют Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и другие стран бывшего Союза, откуда сюда приезжают свыше тысячи вайшнавов. В Маяпуре даже появился «русский» квартал.
Чайтанья щедро раздавал людям главное богатство — любовь к Богу, а это высшая цель человеческой жизни: «О Всепривлекающий, о Всерадующий Господь, позволь мне служить Тебе!» Хотя личное литературное наследие Чайтаньи выразилось лишь в восьми стихах «Шикшаштаки», известно, что он всесторонне наставлял своих преемников в науке о душе. Впоследствии его учение было воспроизведено в таких возвышенных сакральных текстах, как «Бхакти-расамрита синдху» («Океан нектара бхакти») на санскрите и «Чайтанья-чаритамрита» («Нектар жизнеописания Чайтаньи») на бенгали.
«Имя Бога будут воспевать в каждом городе и в каждой деревне», — сказал однажды Чайтанья. Его пророчество уже сбылось. И это уже само по себе надежная гарантия внепланового наступления Золотого века.
ЯДУНАНДАНА д.