Вот в данном случае не буду утверждать, что это хорошая книга. То есть, в литературном смысле она и неплоха, но в концептуальном плане есть, что называется, вопросы. Даже, скорее, в морально-нравственном.
Анна Валентиновна Кирьянова родом из Свердловска, то есть, Екатеринбурга, и является одновременно писателем, психологом, журналистом, астрологом и блогером. Не знаю, какая ипостась в даме превалирует, но я поставила бы на астролога. Хотя, повторюсь, пишет она неплохо.
Понятно, что, проживая в этом городе и имея отношение к журналистике, сложно не втянуться в тему Перевала Дятлова. Анна Валентиновна и втянулась. В одном из интервью она рассказывает, что в детстве её всегда интересовал странный памятник на кладбище, на котором было 8 фотографий и одно пустое место. Ну, так она рассказывала. В общем, она смотрела-смотрела и увидела историю об этих людях. Как именно увидела, не спрашивайте – это ведомо только ей. Вот эту историю она и изложила в мистическом триллере “Охота Сорни-Най”.
Начинается повествование с того, что в далёком 19 веке пермский купец Фома Глотов в поисках Золотой Бабы забредает во владения вогулов, к Горе Девяти Мертвецов, где и бесследно исчезает.
Спустя примерно столетие, в 1959 году начинаются и основные события романа. В промёрзлом заснеженном январском Свердловске готовятся к походу по Северному Уралу члены студенческого туристического клуба. В основном это “политехи” плюс два студента-медика. Руководителем группы идёт четверокурсник радиотехнического факультета Егор Дятлов, в составе отряда также две девушки – Люба Дубинина и Рая Портнова, Олег Вахлаков, сын чешского коммуниста Юра Славек, Толик Углов и Руслан Семихатко. Студенты медики – Женя Меерзон и Феликс Коротич. Перед походом Егора вызывают в КГБ и сообщают, что группа идёт не просто в поход, а с важным государственным заданием – разузнать, что происходит во владениях манси в районе Горы Мертвецов, поскольку оттуда поступают тревожные сообщения о каких-то огненных шарах и прочей чертовщине. В целях всеобъемлющей поддержки группы с ними идёт опытный сотрудник данного ведомства, снабжённый рацией и оружием. Знать о цели похода, помимо Егора и секретного товарища, никто не должен. И ещё, если Егор справится с порученным заданием, он станет заместителем декана – в виде награды.
Тщеславный и самолюбивый Егор в восторге от открывающейся перспективы. Правда, познакомившись с внедряемым чекистом, он начинает беспокоиться – не станет ли тот командовать? Ведь Степан Зверев – фронтовик, намного старше, да и слабаков в КГБ не держат. Но, когда группа собирается на вокзале, Егор успокаивается – Степан не тянет одеяло на себя, охотно выполняет распоряжения руководителя и лишь исподволь наблюдает за ребятами.
Каждый из участников похода раскрыт автором сразу. У каждого – свой “скелет в шкафу”. Олег – клептоман, обворовывающий товаришей; Феликс – убийца, заживо сжёгший соседей, обидивших его; Толик – паталогический трус; Юра – стяжатель и фарцовшик, слоняющийся у гостиниц и заводящий знакомство с иностранцами на предмет шмоток; Люба – недалёкая девица, по уши влюблённая в Юру Славека; Рая – некрасивая, толстая завистливая особа со злобным нравом; Женя – еврейский мальчик, в детстве побывавший в концлагере и по сию пору пребывающий под его психологическим давлением; Руслан – просто обжора, интересующийся лишь вкусной едой. Каждый из них так или иначе получает мистическое предупреждение о гибели. Вот такая затейливая компания отправляется в тяжёлый зимний поход.
Далее группа идёт примерно по маршруту реальной группы Дятлова, ночуют в посёлке лесорубов, знакомятся с манси, причём, в описании бытовых деталей похода автор делает особый акцент на невоспитанности и даже некоторой быдловатости студентов. Видимо, у Анны Валентиновны к этой братии особый счёт.
Мистика начинается , когда группа разбивает лагерь у подножия Горы Мертвецов. Ребята находят пещеру с двумя страшными чёрными статуями богини Сорни-Най и её мужа, возле которых обнаруживается и тело пропавшего когда-то купца Глотова. Недалеко от пещеры вообще чего только нет: светящийся столб с самодвижущимися картинками, разбросанные кости, кучки камней, из которых выложены таинственные знаки и тому подобные штуки.
Толик Углов, сказавшись заболевшим, встаёт на лыжи и один уходит назад. Потом начинают появляться мертвые соседи Феликса, шаманы, шорохи и стоны в лесу. Группа решает убираться с этого жуткого места и проходит перевал, но за ним их встречает страшный непрекращающийся ураган, вынуждающий их вернуться на место прежнего лагеря. Тут-то и появляются искомые огненные шары, а за ними – огромная тётка Сорни-Най, которая и приканчивает туристов.
Как уверяет автор, с реальной историей это увязывать не надо, это другое, а все совпадения имён, деталей, маршрута могут быть ничем иным, как чистой случайностью. Анна Кирьянова не учла только, что история о Перевале Дятлова раскрутилась так, что не увязать подобное произведение с ней у читателей уже не получится. Обязательно увяжут. Конечно, те, кто прочтёт. Данный опус вышел в 2005 году в 6,7,8 номерах журнала “Урал”. Книгой не издавался и существует ныне только в электронном варианте. Читается легко, слог неплохой, в общем, весьма занимательное чтение. Но по отношению к погибшим ребятам – как-то некрасиво…