Великая Отечественная война закончилась огромными потерями для стран её участниц. Колоссальные человеческие реcурсы были использованы для победы над фашизмом. И в то же самое время этот ужасный процесс послужил толчком для многочисленных изобретений в самых разных сферах. Например, число новинок автоиндустрии било рекорды даже в СССР. Хотя до этого отрасль развивалась неспешно. Но страну нужно было поднимать и строить буквально на руинах.
И тут стоит рассказать о легендарном джипе ГАЗ 64, который внёс свой вклад в Великую Победу. А потом уже сыграл (не менее важную) роль в мирном возрождении державы. Трудно преуменьшить значение этого автомобиля повышенной проходимости.
Технические особенности
• Под капотом располагается бензиновый рядный 3.3-литровый мотор с отдачей 50 сил. Неплохое сочетание позволяет ему быть ремонтопригодным и надёжным. А что ещё нужно?
• В паре с силовым агрегатом работает 4-ступенчатая механическая коробка передач. Привод полный, подключаемый. Он выполнен по внедорожной системе «парт-тайм», когда передок включается принудительно по требованию. «Раздатка» двухступенчатая, позволяет понижать передаточное число в широком диапазоне, что незаменимо на бездорожье.
• Шасси, как и другие многие узлы, основано на аналогах ГАЗ-61. Спереди и сзади расположены мелколистовые рессоры. База автомобиля максимально короткая, поэтому перед конструкторами стояла сложная задача избавить машину от «козления» на неровностях. Для этой цели на заднем мосту разместили стабилизатор поперечной устойчивости. Геометрическая проходимость и артикуляция ходов подвески при этом не пострадала.
• Отдельно стоит упомянуть о выборе резины. В принципе, о выборе речи тогда вообще не шло. В качестве единственного варианта была доступна популярная «ёлочка». Действительно, такой протектор отлично показывает себя в самых разных (сложных) условиях. Применяется 16-дюймовый стандарт «баллонов». При этом в колёсных оквадраченных арках места очень много.
• Клиренс составляет 220 мм при снаряжённом весе машины 1,2 тонны. Джип отлично показывает себя в самых трудных ситуациях, когда нужно суметь преодолеть короткие, но крутые «торчки». Именно в ближайшем лесу, на болотах, где местность изобилует оврагами и раскисшим грунтом, «козлик» имеет все шансы на победу.
Внедорожник создавался в далёком 1941 году для нужд армии. Подразумевалось, что он будет использоваться для перевозки артиллерийских и ПВО установок, а также для транспортировки пехоты. Широко применялся для этих и других целей. За счёт выдающегося минималистичного дизайна кузова, этот рамный авто мог добраться почти в любую точку, где бы та не находилась.
У истоков известного джипа стоял не менее известный конструктор Грачёв В.А, который выполнил задачу за 51 день. Возможно, это был рекордный мировой показатель. Есть популярная легенда, что конструкцию «проходимца» посмотрели у американских коллег. В ту пору за океаном были востребованы автомашины «Пигмей» и «Бэнтам». Есть вероятность, что отечественные разработчики сумели грамотно использовать общую стилистику. Кузов ГАЗ 64 открытый, двери отсутствуют. Сзади размещаются лавочки для перевозки личного состава. По сути, это кабриолет.
Пилотные заезды прошли в Кубинке. Высшее военное командование не смогло дать положительную оценку автомобилю. Были многочисленные проблемы: с двигателем, с геометрической проходимостью, со вместимостью личного состава. Первый образец не мог быть идеальным, нуждался в кардинальных доработках. Поэтому уже вскоре конструкция ГАЗ 64 была изменена. Сомнению подвергли почти каждую деталь, что, в конечном счёте, положительно отразилось на итоговом продукте.
Впоследствии производство «козлика» началось в полном масштабе. Красноармейцы быстро освоили простую и понятную машину. Партии техники уходили на фронт. Но сегодня, в 2022 году, не сохранилось ни одного оригинального ГАЗ 64.
Автомобильный ломбард в Санкт-Петербурге: lombard98.ru