Найти тему
Великая эпоха

Катастрофа «Гинденбурга». Почему огромный дирижабль загорелся?

Оглавление

Это была одна из самых громких катастроф ХХ века. 6 мая 1937 года при посадке в американском аэропорту Лейкхерст дирижабль «Гинденбург», гордость фашистской Германии, загорелся и упал на землю. Точку в истории гигантского «самолета» поставила авария, в которой погибли 36 человек.

Дирижабль LZ-129 «Гинденбург» был настоящей гордостью нацистской Германии. Машина, заказанная фирмой "Zeppelin" в 1936 году, вызвала большой интерес во всем мире.

В этом нет ничего удивительного.

Самый мощный из дирижаблей, или "самолетов", как их называют немцы. Его длина составляла 245 метров, а диаметр – более 42 метров, поэтому он был ненамного меньше «Титаника», его можно сравнить с самыми большими небоскребами. Его грузоподъемность составляла 20 тонн, что позволяло перевозить несколько десятков пассажиров, комфорт которых обеспечивал большой экипаж.

Билет за 400 долларов

Благодаря четырем двигателям мощностью 1200л.с. дирижабль мог разгоняться до 135 километров в час. В итоге комфортное путешествие через Атлантику заняло несколько десятков часов. Однако за это пришлось дорого заплатить.

Билет в один конец из Германии в Нью-Джерси стоил целых 400 долларов. С поправкой на инфляцию это дает почти 8000 банкнот Джорджа Вашингтона в 2021 году.

Несмотря на запредельные цены, первый год службы «Гинденбурга» выглядел очень многообещающе. Дирижабль путешествовал по маршруту в Соединенные Штаты и, кроме того, пролетал над Европой, несколько раз посещал Бразилию. За это время он преодолел в общей сложности более 300 000 километров, перевезя 2800 пассажиров и 160 тонн груза.

Воодушевленная успехом компания "Zeppelin" собиралась открывать новые трансатлантические связи и строить новые гигантские дирижабли. Однако честолюбивые планы рухнули вечером 6 мая 1937 года.

Огненный шар

Тремя днями ранее «Гинденбург» вылетел из Франкфурта и взял курс на Соединенные Штаты.

На борту находился экипаж из 40 людей. Дирижабль достиг американского побережья утром 6 мая, задержанный сильным ветром. Над посадочной площадкой в Лейкхерсте бушевал сильный шторм.

Макс Прусс — капитан «Гинденбурга» — решил совершить круг над Манхэттеном, что вызвало энтузиазм у жителей Нью-Йорка. В 18:22 ему сообщили, что шторм закончился и можно приземлиться, а в 21:22 началась процедура посадки.

Поначалу все шло по плану, но в 19:25 люди на земле заметили языки пламени, поднимающиеся с кормы дирижабля. Прошло всего несколько десятков секунд, и огонь перекинулся на весь «дирижабль», наполненный горючим водородом, который ударился о землю.

Некоторые пассажиры, желая спасти свою жизнь, решили выпрыгнуть из машины. Многие выжили, но сломали ноги.

Что стало причиной катастрофы?

Однако общий итог катастрофы был трагичен. Всего погибло 36 человек: 13 пассажиров, 22 члена экипажа и один работник наземного обслуживания. Капитан судна выжил, но получил серьезные ожоги после того, как «ушел вглубь горящих обломков, чтобы спасти пассажиров».

Причины аварии были достаточно очевидны, но существовало с десяток различных теорий по политическим и экономическим соображениям — некоторые из них были и вовсе бредовыми.

Практически сразу после катастрофы заговорили о диверсиях. Хотя ФБР быстро исключило эту возможность, у теории появилось много сторонников. За прошедшие десятилетия они выявили множество потенциальных виновников. Среди них был даже Адольф Гитлер. Вождь Третьего рейха должен был таким образом отомстить за то, что руководство "Zeppelin" не назвало машину его именем.

Гораздо правдоподобнее звучал тезис о том, что произошла утечка водорода и дирижабль загорелся в результате удара молнии. Но теперь и эта теория ушла в прошлое.

Сегодня мы знаем, что авария была вызвана швартовкой, которая приземлила наэлектризованный дирижабль: поток груза вызвал взрыв водорода из прохудившихся баллонов.

Конец эпохи великих дирижаблей

Хотя несколько других серьезных аварий с участием дирижаблей, которые привели к еще большему количеству жертв, произошли до катастрофы Гинденбурга, ни одна из них не была снята на пленку или сфотографирована.

Именно драматические записи и фотографии, которые обошли весь мир, решили, что событие 6 мая 1937 года окончательно положило конец карьере гигантских «самолетов».